PS: Жертвы экономического роста КНР

PS: Жертвы экономического роста КНР
© FBM.ru
В отличие от Китая эпохи правления Мао, когда жертвовать было нечем, сегодня Поднебесная – вторая по величине экономика мира. В связи с этим на карту поставлено намного больше. Предстоящий XX съезд компартии, возможно, приведёт к третьему пятилетнему сроку Си Цзиньпина. И есть веские основания считать, что жертвы экономического роста КНР только начались. Об этом написал Project Syndicate (PS), а перевело ИноСМИ.

С эпохи Дэн Сяопина экономический рост имел колоссальное значение для лидеров Поднебесный. 10% годовой рост с 1980 по 2010 год был воспринят как противоядие от относительного застоя времён правления Мао, когда экономика росла всего приблизительно на 6%.

Однако при Си Цзиньпине экономический рост опять снизился до 6,6% (с 2013 по 2021 год). Это гораздо ближе к ситуации при Мао, чем при Дэн Сяопине.

Некоторое замедление было неминуемым, так как небольшим экономикам проще поддерживать высокие темпы роста.

Если бы при Си Цзиньпине годовой рост реального валового продукта был бы равен 10%, а не замедлился практически на 3,5 процента с 2012 года, экономика Поднебесной сейчас была бы примерно на 40% крупнее.

Автор считает, что на это повлияли три фактора – структурное превращение экономики, расплата за прошлые эксцессы и идеологический сдвиг.

Китай всё больше страдал от “четырех не” Вэнь Цзябао (Бывшего главного министра) – нестабильности, несбалансированности, нескоординированности и неустойчивости экономики. Поэтому ребалансировка была единственным выходом.

Экономический рост за счёт услуг стимулировал создание рабочих мест, а урбанизация придала мощный толчок реальным доходам. Из-за слабой системы соцзащиты уровень потребления всё ещё оставался низким, что породило избыточную предупредительную экономию. Поднебесная уменьшила долю заемных средств, что вполне оправдало себя.

Как основатель нового Китая Мао ставил идеологию выше развития. Дэн Сяопин считал иначе.

Но дальше пришёл Си Цзиньпин и вернул идеологию, уменьшив экономический рост. Были введены ограничения интернет-платформ и онлайн-игр, музыки и частного обучения. Как обычно, ничего хорошего из этого не получилось.

Внешней политика стала более жёсткой. Начались торговые и технологические войны с США. Возникло партнёрство с Россией, усилилась напряжённость вокруг Тайваня.