СССР перевозил четверть авиапассажиров мира, а репутация авиационной России скатилась на самое дно

Как стало известно, Канада собирается выступить против переизбрания России в руководящий Совет Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Такое заявление прозвучало из уст канадского министра транспорта Омара Алгабра.

СССР перевозил четверть авиапассажиров мира, а репутация авиационной России скатилась на самое дно
© Свободная пресса

Внешне это выглядит наказанием нашей страны за неоднократные нарушения международных правил. Прокомментировать столь неординарное решение представителя страны, где размещается штаб-квартира ИКАО, наш корреспондент попросил члена Всемирного Фонда безопасности полетов, Почётного председателя Совета Международного общественного движения «Аэронавигация без границ» Валерия Шелковникова.

«СП»: – Мы действительно заслуживаем столь сурового наказания ИКАО, или это очередной шаг по части усиления международного давления Запада в рамках его санкционной политики?

– Тут, как говорится в толстовском романе, «все смешалось в доме Облонских». И ужесточение санкций, и желание насолить стране, перекрывшей свое небо для десятков недружественных стран, включая все 27 членов Европейского Союза, и т.д., и т.п. Но не стоит слишком упрощать ситуацию. Все последние годы мы неуклонно шли к тому, не будем скрывать, унизительному положению в авиационном мире, в котором нынче пребываем.

Напомню, что в совет ИКАО, куда мы вступили еще в 1970 году, входят помимо нас еще 35 государств в качестве ее членов. И это было тогда высокой оценкой положения в мире гражданской авиации страны. В пресс-релизе ИКАО, выпущенном в ту пору для немедленного распространения, было записано: «25 процентов всех авиационных перевозок на планете осуществляет гражданская авиация СССР».

«СП»: – И эта оценка состояния ГА страны многие годы не подвергалась сомнению…

– Высокий авторитет ИКАО переоценить невозможно – это специализированное учреждение ООН, определяющее международные нормы гражданской авиации, координирующее ее развитие для повышения безопасности и эффективности. Но мы постепенно, особенно в последние годы, сдавали свои позиции в этой области. Напомню, что при министре гражданской авиации СССР Борисе Бугаеве, под руководством которого мне довелось трудиться в качестве руководителя управления воздушным движением, мы достигли многого. Энергично осваивали новую технику, прокладывали первые дальние трассы для «Аэрофлота» во многие государства и страны, в том числе в Великобританию, США, Индию, Индонезию, на Кубу. Охватывала гордость за любимую страну, за сопричастность к ее успехам.

Но, увы, бездумное структурное реформирование в нашей многострадальной отрасли всего и вся привело к тому, что мы еще в начале 90-х прошлого века стали плясать под дудку Запада, быстро позабыв всё то, что умели сами. Понизили планку уровня профессиональной подготовки кадров, безопасности полетов, вместо своих самолетов перешли на западные, забыв о том, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Вот и пришли к тому, что сегодня имеем, по мнению ИКАО переступив, как сегодня принято говорить, «красную черту» дозволенного в области безопасности полетов.

«СП»: – Возможно, за это в какой-то мере должны нести вину и ветераны отрасли, недостаточно убедительно помогая авиавластям?

– Как однажды заметил легендарный ветеран, дважды герой соцтруда Владимир Долгих, выдающийся организатор тяжелой промышленности Союза, «государство нас просто не слышит». Мы не однажды пытались обратить их внимание на сползание отрасли к тому дну, в котором сейчас находимся. А ведь стоило высоким чиновникам, не просто, как в старом анекдоте, «двигать кровати», переставляя с места на место далеких от авиации «эффективных менеджеров», а обратиться, скажем, к одному из постулатов безопасности. Приведу его целиком.

«Должно быть широкое участие общественных, профессиональных организаций в расследовании катастроф и серьезных инцидентов, а также в подготовке наиболее важных документов по безопасности. Несмотря на постоянные коллизии, происходящие между чиновниками, работодателями, профессионалы, входящие в общественные и профсоюзные объединения, обладают широкими специализированными знаниями в конкретных областях деятельности и могут оказывать огромную помощь в определении и устранении факторов, угрожающих безопасности».

Мы, ветераны – ведь не выжившие из ума люди. Как сказал Вильгельм фон Гумбольдт, архитектор современной системы образования, «У них происходит перегонка обширного опыта жизни в мудрость!»

В общем, подводя итог новости, пришедшей из Канады, могу только сказать: горько все это. Страна такого не заслужила.