Интернет-ретейлеры пожаловались в ФАС на HeadHunter
Наем подорожал. Ассоциация компаний интернет-торговли, в которую входят Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет» и другие, пожаловалась в антимонопольную службу на ценовую политику HeadHunter. Рекрутинговый портал «необоснованно» поднял цены на услуги, считают в АКИТ. С марта hh повысил стоимость публикации вакансии по стандартному тарифу в пакете на тысячу объявлений с 85 рублей до 340 рублей за единицу. Несколько других услуг тоже подорожали в несколько раз, приводит газета «Коммерсантъ» расчеты ретейлеров.
Как поясняют в АКИТ, HeadHunter — крупнейший рекрутинговый сервис в России и входит в тройку мировых лидеров. У портала больше 350 тысяч компаний-клиентов, а в базе больше 50 млн резюме. Таким образом, портал может влиять на ценообразование на своем рынке. В ФАС рассказали, что жалоба пока рассматривается.
Цены на портале выросли минимум в два раза, говорит руководитель рекрутинговой компании «Проф-вектор» Юлия Панченко:
— Произошло подорожание на 50-60%, по сравнению с мартом 2020-го — в два раза. Годовой тариф, который доступен к базе, тоже подорожал, он сейчас стоит около миллиона.
— Они сами как-то объясняют?
— Они не объясняют. Мы принимаем условия, но мы не ищем тысячи людей, у нас меньше потребность. Для компаний, для рекрутинговых агентств, для таких, как Wildberries, Ozon, у них массовые подборы — это серьезная статья затрат. При этом они же еще банят объявления и не возвращают деньги. Такой момент есть. Допустим, ты указал какие-то параметры, которые не соответствуют стандартам и требованиям. Например, пол человека, который предпочтителен, нельзя пол указывать, или указал, что нужна славянская внешность. Ты оплачиваешь его на месяц, тебе его через пять дней забанили, и все, деньги не возвращают. Если ты покупаешь пять объявлений оптом, одно тебе обходится в 1,8 тысячи рублей. Если с продвижением, с обновлением раз в три дня, стоимость достигает плюс тысячу рублей.
— Правильно понимать, что альтернативы HeadHunter все-таки нет, даже с увеличением?
— В зависимости от того, каких специалистов ищут. Допустим, в сфере рабочего, линейного персонала работает «Аэлита», причем работает лучше, чем HeadHunter, потому что на HeadHunter сложнее пройти идентификацию, зарегистрироваться. Но менеджмент и все, что выше менеджера среднего звена, все на HeadHunter. «Авито» не бесплатен, но там дешевле. Разрешается даже поштучно брать объявления, там дешевле в несколько раз. Малому бизнесу не по карману подбор, им не по карману нанять рекрутинговое агентство, им даже порой не по карману оплатить себе HeadHunter. Если нужно найти шесть человек, это нужно заплатить 25 тысяч рублей и еще посадить человека, который будет искать и собеседовать.
Газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в крупных розничных сетях пишет, что торговым предприятиям требуется большой штат линейного персонала, поэтому они используют массовое размещение вакансий. Только онлайн-ретейлеры ежегодно размещают десятки тысяч вакансий, а рост тарифов создает дополнительную нагрузку на розничные цены. В HeadHunter утверждают, что рост составил всего 10% и что для компаний предусмотрены скидки. Жалобу АКИТ портал пока не комментирует, уведомлений от ФАС там пока не получили, заявили Business FM в пресс-службе hh.ru.
При этом тарифы российских рекрутинговых онлайн-сервисов сильно отстают от европейских цен, а инфляция бьет и по интернет-площадкам, говорит президент сервиса Superjob Алексей Захаров:
Алексей Захаров президент сервиса Superjob «С 1 июля Superjob поменял бизнес-модель, мы перешли на модель оплаты только за отклики, соответственно сравнивать цены сейчас сложно. Потому что по факту вакансии размещаются у нас бесплатно, если есть эффект, клиент платит за конкретный эффект, нет эффекта, клиент ничего не платит. Инфляция касается и площадок: и зарплаты растут, и стоимость инфраструктуры растет. Но и стоимость привлечения персонала в любой живой экономике велика всегда. В России она остается низкой относительно Европы или США. В расчете на единицу получаемого эффекта на сегодняшний день на Superjob размещаться выгоднее. На «Работе.ру» принцип такой же, как на HeadHunter, такой же был у нас не так давно. Когда нам надо подобрать главного бухгалтера, мы размещаем вакансию главного бухгалтера, подобрать ее будет стоить, грубо говоря, 3 тысячи рублей, а подобрать 300 продавцов может стоить те же самые 3 тысячи рублей. Но если продавцы не откликаются, нужно дополнительно продвигать эту вакансию. Вполне возможно, подбор одного продавца, или курьера, или водителя, например, такси, на сегодняшний день будет обходиться через площадки дороже, чем подбор главного бухгалтера. При этом разница в стоимости подбора для двух клиентов одинаковых может быть в два, в три, в четыре, в десять раз в зависимости от эффективности работы непосредственно рекрутеров самой компании. Если рекрутеры разбирают отклики соискателей через три дня после того, как соискатель уже откликнется на другие вакансии, там стоимость может зашкаливать. Если обращаться в рекрутинговые агентства, это будет в десятки или в сотни раз дороже. Поэтому мы привыкли, что этот сервис был абсолютно дико дешев, он начинает подтягивать стоимость подобных сервисов к реальности. Конечно, для некоторых, кто платил когда-то, не знаю, рубль, а сейчас за то же самое приходится платить десять, это не укладывается в планы бюджета. Ну, спланируется, ничего страшного».
По словам юристов, одного факта роста цен будет недостаточно для установления нарушения со стороны HeadHunter. Сервис еще может доказать, что не извлекал выгоды из своего рыночного положения.