Глава "ГПБ Лизинг": в СНГ лизинг кратно меньше, чем в РФ, и важно понимать зачем туда идти

Российский рынок лизинга, как и вся экономика, испытал шок после февральских событий. Крупнейшие участники рынка, в том числе "Газпромбанк Лизинг", приложили все усилия, чтобы не останавливать в этот период свои бизнес-процессы и поддерживать спрос клиентов, и уже к началу третьего квартала российский лизинг начал восстанавливаться, несмотря на сложности и благодаря поддержке властей. О том, как рынок будет развиваться в дальнейшем, в интервью ТАСС рассказал вице-президент банка ГПБ (АО), генеральный директор "Группы Газпромбанк Лизинг" Максим Калинкин.

Глава "ГПБ Лизинг": в СНГ лизинг кратно меньше, чем в РФ, и важно понимать зачем туда идти
© ТАСС

— Максим Юрьевич, как последние события повлияли на российский рынок лизинга?

— Рынок изменился довольно сильно. Лизинг — второй крупнейший финансовый рынок в России после банковского кредитования, и все последствия, связанные с определенными ограничениями, уходом иностранных производителей, коснулись и нас. В первые два-три месяца были сложности из-за неопределенности (в первую очередь из-за нарушенной логистики и ценообразования), как, впрочем, и во всей лизинговой отрасли. Тем не менее показатели рынка в первом квартале были достаточно хорошими, второй квартал дал просадку по понятным причинам, и только к концу июня — началу третьего квартала рынок лизинга стал показывать восстановительную динамику. С одной стороны, мы ожидали, что последствия внешних ограничений и уход популярных среди клиентов брендов иностранной техники скажутся на нашей деятельности серьезнее. С другой стороны, восстановлению рынка помогли оперативные действия со стороны государства, в том числе возвращение к прежним значениям ключевой ставки в третьем квартале, что напрямую влияет на возможность финансирования и уровень спроса.

И, несмотря на все сложности, мы ни на один день не остановили финансирование. Проекты клиентов необходимо поддерживать в любом случае, поэтому глобально в сложных марте и апреле мы не уменьшили продажи, хотя рынок просел на 20%. По итогу первого полугодия, вопреки всем обстоятельствам, "Группе Газпромбанк Лизинг" удалось показать прирост бизнеса на 72%.

— Какие новые возможности открыла изменившаяся ситуация и с какими трудностями столкнулся рынок?

— Для начала необходимо сказать, что рынок лизинга сам по себе достаточно гибкий, а любой кризис только придает ему силу, как ни странно. Если посмотреть на Китай, то после обвала фондового рынка в 2013–2014 годах, а потом и в 2016 году страна сделала акцент на восстановление экономики именно за счет лизинга. До 2009 года было порядка 150 китайских лизинговых компаний, в 2017 году — уже более 11 тыс. с объемом $250 млрд. Так и в России после любого кризиса лизинг быстрее всех восстанавливается и помогает экономике — все дело в праве собственности на предмет лизинга (он остается в периметре кредитора) и, соответственно, в меньших рисках на бизнес.

Поэтому после определенного шока российский рынок лизинга быстро перестроился на Восток. Китайские легковой, грузовой автотранспорт, спецтехника и прочее сейчас оказывают поддержку российскому рынку, и доля такой техники только увеличивается. Это хорошо подпитывает рынок автолизинга, пока российское производство ищет возможности для замены иностранных комплектующих. На это требуется время. Но меня радует, что мы задумались о развитии промышленности внутри страны, о собственных разработках. При этом кооперации с производствами других стран все равно нужны…

Еще одним трендом стала работа с подержанной техникой. Ее финансируют практически все лизинговые компании, поскольку еще с прошлого года наблюдается острый дефицит. Финансированию подлежит любая, даже пятилетняя техника, так как средний срок договора лизинга в три-пять лет позволит ее эксплуатировать и после окончания договорных обязательств.

Надо сказать, что уход популярных иностранных брендов легковых автомобилей отразился не только на падении автопродаж (–56%), но и на решении лизингодателей сменить фокус развития бизнеса на грузовой и прочие сегменты автотранспорта, где ситуация не так критична. Так сделали и мы. По итогам девяти месяцев 2022 года доля грузового транспорта и спецтехники в автолизинговом портфеле "Группы Газпромбанк Лизинг" составляет 75% против 20–25% в прошлом году.

— Какова роль лизинга в текущее время перемен для предприятий российской экономики?

— Российский рынок лизинга никогда не занимал какой-то огромной доли в ВВП страны — до 2% в среднем. Его роль больше просматривается в реализации экономической сути. Не зря лизинговый рынок занимает, как я уже сказал, второе место после кредитного по объемам. За шесть месяцев 2022 года доля лизинга в инвестициях в основной капитал составила 8%, что практически соизмеримо с долей кредитных средств, которые составляют 10% от инвестиций в основной капитал. То есть речь идет о существенных объемах. В настоящее время, когда мы развиваемся в условиях неопределенности, лизинг предоставляет отличную возможность обновить основные средства без единоразового отвлечения большой суммы капитала. Кроме того, за лизингом обращаются тогда, когда за финансирование необходимого актива не берутся банки. К примеру, не все банки кредитуют приобретение того же экскаватора, тогда как для лизингового бизнеса это совершенно обычная сделка.

— Как остро российский лизинг нуждается в господдержке?

— Рынок лизинга — это проводник мер господдержки, которые много лет востребованы клиентами и стимулируют отечественное производство. Госпрограммы Минпромторга России и прочих ведомств существенно влияют на экономию клиента при приобретении транспорта, произведенного на территории РФ. На сегодня "Группа Газпромбанк Лизинг" заключила лизинговые контракты объемом более 141 млрд рублей с доведением до клиентов бюджетных средств в размере более 10,7 млрд рублей.

— Как складывается ситуация с корпоративными клиентами и портфелем и каков ваш прогноз по итогам года?

— В разрезе работы с крупными корпоративными клиентами год будет успешным с точки зрения бизнеса. Мы уже перевыполнили план продаж и объемы 2021 года. Объем бизнеса за девять месяцев 2022 года составил 311 млрд рублей, что на 75% больше аналогичного периода прошлого года. Нам доверяют клиенты, а мы, в свою очередь, обеспечиваем хорошее качество услуг и оперативность. Как сложится работа по итогам четвертого квартала, сложно сказать, хотя он всегда был самым успешным для лизингового рынка.

— Ожидаете ли вы массовых проблем у корпоративных лизингополучателей?

— Нет, не ожидаем. Но не каждый готов сейчас брать обязательства на период три-пять лет.

— А как складывается ситуация с розницей?

— Со стороны розницы спрос не спадает и далек от удовлетворения. Работа есть, хотя за последние две недели рынок немного затаился.

— Планируете ли вы выход на рынки СНГ? Насколько интересен этот сегмент для развития бизнеса?

— Рынок СНГ интересен, безусловно, но мы аккуратно подходим ко всем новым направлениям, исходя из нашей риск-политики. Даже в высокодоходный автолизинговый бизнес мы зашли чуть ли не последними из крупных игроков. Тем же каршерингом мы не стали заниматься в свое время, а такси — лишь точечно. Лизинг в СНГ кратно меньше российского, поэтому важно понимать, ради чего туда идти. Опять же, другое законодательство, налоговое, таможенное право, менталитет… Все это надо изучать. Но если будут привлекательные предложения, то мы их рассмотрим.

— На рынке наблюдается массовый уход иностранных лизинговых компаний или кэптивных с автопроизводителями. Почему вы никого не купили? Неинтересно или их портфель не представляет интереса?

— Мы приобрели два года назад очень хороший актив Carcade. Было много разговоров: зачем мы приобрели, что будем с этим делать, поглотим ли мы этот бизнес — были различные версии. Именно поэтому в первый год мы провели огромную работу, было принято решение нашим акционером, что основная цель — это не поглощение, а развитие собственных компетенций. Сегодня мы не покупаем никого, но, как и с рынками СНГ, если завтра будут хорошие предложения, рассмотрим. Тема не закрыта, но не могу сказать, что мы являемся инициаторами подобных процессов, посмотрим. Мы финансисты, наша цель — это дополнительная возможность по доходности для акционера.

— Не было интересных предложений?

— Портфель ради портфеля нам неинтересен, мы должны понимать, для чего нам это надо. Те игроки, которые присутствуют сегодня на рынке для покупки, либо маленькие, либо у них не все понятно с отчетностью.

— По какому сценарию будет развиваться в дальнейшем рынок лизинга? За счет каких сегментов?

— С точки зрения драйверов рынок лизинга на 80% — это рынок транспорта. Внутри он сегментирован, и уже сегодня понятно, что авиационный и водный транспорт потребуют большего времени на восстановление. Если говорить про колесный транспорт, то он останется не столько драйвером, сколько основным предметом лизинга, доступным на территории РФ. Но объемы все равно будут снижаться. Что касается оборудования, то и в докризисные времена оно приобреталось по большей части за счет импорта.

— Исходя из опыта работы в другие сложные кризисные периоды, скажите, что будет дальше с рынком? Какие прогнозы?

— В текущих реалиях прогнозы делать очень трудно. Отвечу, исходя из своих пожеланий и экспертизы. Точно уверен, что мы справимся, главное — не опускать руки. Лизингодатели, кто давно работает на рынке, знают, что в шоковые моменты клиенты притормаживают проекты. Но как только шок проходит, экономика начинает восстановление и лизинг восстанавливается первым, как и инвестиции. Единого подхода, как двигаться дальше, не существует. Я думаю, надо смотреть на мировой опыт, на Китай, на другие страны, которые тоже неоднократно уже проходили кризисные периоды. Мы точно будем занимать проактивную позицию.

Беседовала Анастасия Романова