Войти в почту

Чемодан без ручки: обслуживание арестованных яхт российских олигархов разоряет страны ЕС

После начала российской спецоперации на Украине коллективный Запад не только заморозил приблизительно половину золотовалютных резервов России. Параллельно была объявлена охота за активами отечественных бизнесменов, среди которых особенно выделяются суперяхты. Однако безосновательная конфискация этих судов, похоже, наносит больший ущерб захватившим их странам, чем предполагаемым владельцам. Как сообщает американское агентство Bloomberg, объявить арестованными сверхдорогие суда, highly likely принадлежащие российским бизнесменам, оказалось куда проще, чем справиться с последствиями этого решения. С марта текущего года страны Запада наложили арест приблизительно на дюжину суперяхт. Однако, что с ними делать — непонятно. Власти США, Испании, Италии, Германии, Великобритании и Франции не могут избавиться от захваченных активов в связи с их неясным статусом. Ни одно судно не оформлено напрямую на российских олигархов, что затрудняет их продажу. Также в арсенале западных стран пока еще нет законов, превращающих банальную кражу в акт справедливого возмездия. А бесконечно держать дорогие яхты на приколе невозможно. Каждый такой плавучий дворец включает в себя бассейны, тренажерные залы, вертолетные площадки и ангары, роскошные апартаменты, винные погреба и иногда даже мини-подводные лодки для наблюдения за рыбками. И все это великолепие нуждается в постоянном уходе. По оценкам Bloomberg, содержание такой яхты обходится приблизительно в 10-15% ее стоимости в год. Это своеобразный налог на тщеславие, который вынуждены платить сверхбогатые люди. Причем если за судном не ухаживать, то оно постепенно деградирует, и может утратить свою ценность за весьма непродолжительное время. А поскольку каждая из суперяхт стоит десятки, а то и сотни миллионов долларов, речь идет о весьма внушительных расходах, которые ложатся на плечи стран, придумавших незаконную конфискацию. Более того, даже если условные американские юристы придумают какой-нибудь закон, позволяющий продать эти яхты, найти покупателя будет не так-то просто. Журналисты Bloomberg отмечают, что потенциальные владельцы имеют все основания опасаться, что при перемещении из американских территориальных вод в нейтральные судно будет арестовано вновь. Теперь уже по требованию бывшего владельца, который в праве не согласиться с таким поворотом дел. А это, как минимум, значит, что суперяхта вновь встанет на прикол, только в другом порту. До выяснения. Но есть еще два аргумента, мешающие американцам и их вассалам сбыть отнятое на сомнительных основаниях имущество. Во-первых, покупателей на такой товар не так много. Учитывая кризис мировой экономики, далеко не каждый толстосум, обладающий необходимыми средствами, согласиться отдать их за шикарную яхту. А во-вторых, приобретать потенциально краденый актив для личного пользования для многих бизнесменов может оказаться «западло». Кто захочет ходить на яхте, на которую последний портовый рабочий будет показывать пальцем и говорить: «Смотрите, Джон Смит плывет на яхте Василия Иванова». Какому серьезному, дорожащему своей репутацией человеку такое понравится? Таким образом, в ближайшее время странам коллективного Запада придется продолжать выплачивать миллионы долларов за кусок, который они смогли урвать, но не могут проглотить. И если США еще могут позволить себе некоторую неторопливость в этом вопросе, то для беднеющих европейских стран дополнительные расходы оказываются куда более болезненными. Впрочем, судя по недавнему призыву Джеффри Сакса к Европе, в Вашингтоне тоже начали догадываться, что европейцы перестарались. Американский финансист призвал ЕС перестать следовать американской линии взаимоотношений с Россией и начать искать пути для диалога с Москвой. В комментарии для «Слово и Дело» политолог Андрей Кошкин рассказал, чем вызван внезапный призыв Сакса.

Чемодан без ручки: обслуживание арестованных яхт российских олигархов разоряет страны ЕС
© Слово и Дело