При высоких ценах на сырье повышение тарифов для грузоотправителей, ориентированных на экспорт, может быть относительно безболезненным

Собеседник отмечает, что индексация тарифов никогда сильно не меняла рынок, так как подавляющая часть массовых грузов зависит от железнодорожного транспорта, и грузоотправители не могут изменить вид транспортировки своих грузов только из-за повышения провозной платы. При этом мелкие и средние грузоотправители свою логистику выстраивают с учетом стоимости перевозок альтернативными видами транспорта. Например, стоимость автомобильных грузоперевозок в 2022 году также сильно выросла из-за роста стоимости ремонта и запасных частей грузовиков, а также ухода с российского рынка прибалтийских и польских автоперевозчиков.

При высоких ценах на сырье повышение тарифов для грузоотправителей, ориентированных на экспорт, может быть относительно безболезненным
© РЖД-Партнер

В конце апреля во время делового семинара «Тарифообразование на железнодорожном транспорте в новых условиях: тарифы РЖД и ставки операторов», который организовал РЖД-Партнер, заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук сообщал о том, что тарифная нагрузка на грузоотправителей может увеличиться

на 141,97 млрд руб.

в случае принятия дополнительной индексации.

Комментируя эти прогнозы, источник редакции отмечает, что в ситуации с повышением железнодорожных тарифов увеличивается финансовая нагрузка не только на грузоотправителей, индексация в том числе затрагивает операторов вагонов в части порожнего пробега и стоимости ремонтов. Далее по цепочке это приводит к росту стоимости всего комплекса услуг на железнодорожном транспорте в целом. В результате цифра может быть совсем другой.

«Говоря о прогнозах на 2023 год, надо помнить, что в 2022-м большинство грузоотправителей уже столкнулись с необходимостью изменения логистических цепочек, зачастую в сторону их удорожания, а также с угрозой мировой рецессии, которая может сильно ударить по ценам на основные позиции российского сырьевого экспорта.

В этой связи надо учесть, что в условиях высоких цен на сырье на мировых рынках, повышение тарифов для экспортно ориентированных грузоотправителей может пройти относительно безболезненно. Более важный фактор – это курс рубля к другим валютам, так как при более низком курсе национальной валюты рублевая выручка экспортеров растет, что делает более рентабельным производство продукции», – говорит собеседник.

Дополнительно он отмечает, что проблемы страхования груза и сложности фрахта судов даже более заметны для грузоотправителя, чем изменения тарифной политики на железной дороге. И в условиях масштабных изменений со стороны регулирующих органов и ОАО «РЖД», железнодорожных операторов должна быть продолжена работа по организации новых логистических направлений и выстраиванию наиболее эффективных маршрутов доставки грузов.