«Извините, я облажался» Как молодой миллиардер за несколько дней разорил свою биржу и подорвал доверие к криптовалюте?
В ноябре в мировой криптоиндустрии разразился крупный скандал — главу третьей по величине биржи FTX уличили в крайне неразумных финансовых манипуляциях. Один из самых молодых миллиардеров в США Сэм Бэнкман-Фрид распоряжался деньгами клиентов по своему усмотрению, держа их в неведении: в результате его бизнес рухнул, а пользователям биржи пришлось попрощаться со своими средствами. Криптовалютная отрасль не впервые сталкивается с подобным провалом — пирамиды, а порой и просто неудачные проекты не раз тянули вниз стоимость биткоина и других криптоактивов, но индустрии всегда удавалось восстановиться. На этот раз эксперты сомневаются, что крах столь крупного игрока пройдет для нее бесследно: главе FTX удалось в одиночку подорвать доверие ко всем криптокомпаниям, и на рынке всерьез ожидают длинную цепочку банкротств. Игра по-крупному — в материале «Ленты.ру».
В начале ноября журналисты портала CoinDesk опубликовали статью, в которой проанализировали активы третьей по величине криптобиржи FTX. Согласно оказавшемуся в их распоряжении непубличному документу, 90 процентов капитала трейдинговой компании Alameda, принадлежащей владельцу биржи Сэму Бэнкману-Фриду, приходится на выпущенные FTX токены FTT, которые можно считать аналогом ценной бумаги. Столь внушительный объем токенов, в сумме эквивалентный 5,8 миллиарда долларов, являлся крайне неликвидным — общая стоимость всех токенов в обращении составляла всего 5 миллиардов. Попытка продать этот пакет активов обвалила бы котировки FTT и, как следствие, привела бы к банкротству Alameda.
Казалось бы, крах одной из компаний владельца крупной биржи не ведет ни к каким потерям для нее самой, кроме репутационных. Однако после выхода материала CoinDesk криптосообщество решило лучше разобраться в связях двух компаний Сэма Бэнкмана-Фрида — выяснилось, что глава биржи FTX предоставлял своей второй фирме, Alameda, экстренное финансирование на 4 миллиарда долларов в токенах FTT. По сути, в какой-то момент миллиардер рискнул «заткнуть дыру» в финансах своей компании за счет средств клиентов биржи. Стало очевидно, что если Alameda обанкротится, то испарятся и деньги пользователей FTX.
Скандал закономерно привел к паническому бегству клиентов с биржи FTX — за 6 дней со дня публикации статьи CoinDesk пользователи сняли с площадки 6 миллиардов долларов, а токен FTT подешевел на 80 процентов с начала месяца. Сам Бэнкман-Фрид почти мгновенно лишился своего состояния: по оценке Bloomberg, к 9 ноября собственный капитал бизнесмена сократился с 15,6 до 1 миллиарда долларов. Кроме того, кризис FTX пошатнул весь крипторынок — за два дня (8-9 ноября) биткоин потерял 20 процентов стоимости, а Ethereum — почти 30 процентов. В нижней точке цена биткоина падала ниже 16 тысяч долларов впервые за два года.
Мамина гордость
В октябре 2021 года 29-летний Сэм Бэнкман-Фрид стал самым молодым участником юбилейного, сорокового по счету, рейтинга 400 богатейших американцев по версии Forbes. Состояние одной из самых ярких звезд криптоиндустрии, известной по инициалам SBF, тогда составляло 22,5 миллиарда долларов — и добиться этого Сэму удалось всего за четыре года.
$22,5 млрд составляли активы Сэма Бэнкмана-Фрида через четыре года после основания его первой компании Alameda
Выходец из семьи преподавателей права в Стэнфордском университете Бэнкман-Фрид проявил свои таланты в точных науках еще в школе, а затем поступил в Массачусетский технологический институт на физический факультет. Правда, за учебниками Сэм проводил мало времени — куда больше его интересовали компьютерные игры и сходки студенческого братства Epsilon Theta.
Сообщество из 20 человек в полном составе обитало в бруклинском особняке, где юные дарования проводили время за решением головоломок и за настольными играми. «Я работал в общей сложности около полутора часов в сутки, и у меня были проблемы с организацией времени. Я был жутко нерадивым студентом», — признавался Сэм.
В университете будущий миллиардер и его приятели увлеклись философским направлением утилитаризма, известным как эффективный альтруизм. Сторонники идеи, предложенной философом Питером Сингером из Принстона, убеждены, что альтруизм должен быть измеримым и приносить видимые результаты. Бэнкман-Фрид считал своей главной целью помощь окружающим и благотворительность, но как эффективный альтруист был убежден, что нужно крайне ответственно относиться к своим пожертвованиям и продумать свои действия так, чтобы они принесли максимально возможную пользу.
Сэм быстро пришел к мысли, что для эффективной помощи нужны большие суммы денег, и потому отказался от академической карьеры и сразу после университета отправился зарабатывать состояние. Для этого он устроился трейдером в нью-йоркскую компанию Jane Street, где проработал три года, отдавая около половины своей шестизначной зарплаты на благотворительность.
В своей торговой фирме Бэнкман-Фрид вник во все тонкости арбитражной торговли, при которой трейдер покупает и перепродает активы, зарабатывая на разнице в цене. Открыв для себя крипторынок, Сэм был поражен — если при торговле обычными акциями выгода могла составлять несколько долларов, то цены цифровых токенов на разных биржах отличались на десятки процентов. «Это выглядело слишком просто, что-то здесь не так», — подумал тогда молодой трейдер.
В торговле криптовалютой Бэнкман-Фрид увидел наилучший шанс заработать и раздать много денег. Заручившись поддержкой нескольких товарищей из числа последователей эффективного альтруизма — в том числе друзей детства Гэри Вана и Нишада Сингха, а также Кэролайн Эллисон из Jane Street — Сэм решил создать собственную фирму для торговли токенами. По университетской традиции они съехались в общем доме в Беркли и посвятили себя заработку.
Друзья назвали свои компанию Alameda Research, чтобы создать видимость, что занимаются аналитикой рынков, и не привлекать внимание регуляторов. Задумка Бэнкмана-Фрида увенчалась оглушительным успехом — вскоре фирма вышла на ежедневную прибыль от криптовалютного арбитража в 1,5 миллиона долларов.
Погрузившись в индустрию, Сэм заметил, что профессиональным трейдерам, которым необходимо оперативно совершать крупные сделки, неудобно работать с современными криптобиржами — все они рассчитаны на мелких инвесторов. Подходящий крупным игрокам инструмент Бэнкман-Фрид решил создать самостоятельно — в 2019 году он взял часть прибыли Alameda, а также 8 миллионов у небольших венчурных компаний и запустил биржу FTX.
Целевой аудиторией площадки были опытные инвесторы, торгующие деривативами — опционами на биткоин или фьючерсами на Ethereum. Сэму удалось занять свободную нишу на рынке и уже через два месяца после рождения биржи ежедневный объем торгов достиг 300 миллионов долларов, а в 2020 году показатель вырос до миллиарда. Бэнкман-Фрид заявлял, что по итогам 2021 года FTX получила 1,1 миллиарда долларов выручки и около 350 миллионов прибыли.
Рука крипторынка
В январе 2022 года FTX стала третьей криптобиржей в мире по рыночной капитализации с оценкой в 32 миллиарда долларов. Однако уже в ноябре этого года оглушительно успешный проект превратился в тыкву.
Крах FTX мог бы быть не таким молниеносным, если бы к нему не приложил руку главный конкурент — крупнейшая в мире биржа Binance во главе с богатейшим человеком Азии Чанпэном Чжао. Когда портал CoinDesk сообщил о владении Alameda крупным неликвидным пакетом токенов FTT, которые, по сути, являются «акциями» биржи FTX, котировки цифровой монеты пошли вниз.
За три дня стоимость FTT просела почти на 7 процентов — не самое катастрофичное снижение в истории крипторынка. Однако 6 ноября в игру вступил Чанпэн Чжао — глава Binance сообщил в своем аккаунте Twitter, что биржа собирается избавиться от пакета FTT общей стоимостью около 580 миллионов долларов. В следующие два дня FTT упал еще на 8 процентов — это был сигнал всему криптосообществу, что Бэнкману-Фриду доверять больше не стоит.
Чанпэн Чжао отверг обвинения в том, что намеренно «топит» конкурента. «Я не думал, что стану соломинкой, переломившей спину верблюду», — заявил глава Binance в своем Twitter. В криптосообществе тем не менее посчитали его твит ударом в спину FTX.
Хотя Бэнкман-Фрид заверял клиентов биржи в Twitter, что ее «конкурент распускает ложные слухи» и «с FTX и ее активами все в порядке» (последний твит уже удален), пользователи поспешили снять свои средства с площадки. Именно тогда и случился практически полный обвал токена FTT — на 80 процентов с начала ноября. В разгар паники биржа ограничивала объем вывода средств, а 8 ноября и вовсе запретила выводить деньги.
История соперничества Бэнкмана-Фрида и Чжао насчитывает уже несколько лет. Главной причиной противостояния называют радикальное расхождение во взглядах на будущее криптоиндустрии — глава Binance всегда выступал за максимальную децентрализацию цифровых финансов и отсутствие контроля со стороны правительств, в то время как создатель FTX считал необходимым ужесточение регулирования отрасли и активно сотрудничал с политиками.
Одним твитом участие Чанпэна Чжао в скандале вокруг FTX не ограничилось. Когда стало ясно, что без внешней поддержки биржа не справится с кризисом, Бэнкман-Фрид стал искать финансирование, предлагая различным инвесторам выкупить долю в компании. Желающих стать владельцем тонущего корабля не нашлось, и тогда на помощь FTX пришел Чжао — 8 ноября он заявил, что Binance покупает FTX. Более успешный конкурент пообещал покрыть все обязательства FTX перед клиентами, чтобы не допустить ее банкротства.
Таким образом, Binance собиралась избавиться от крупного конкурента путем его поглощения. Однако всего через один день в ее официальном аккаунте в Twitter появилось сообщение, что после непродолжительной проверки финансов FTX было принято решение отказаться от ее покупки. Потребность в деньгах у детища Бэнкмана-Фрида была колоссальная — по словам источников Bloomberg, молодой бизнесмен на звонке с потенциальными инвесторами оценивал необходимую для избежания банкротства FTX сумму в 4-8 миллиардов долларов. Для Binance такая сделка оказалась бы убыточной.
Сам Бэнкман-Фрид предположил, что намерение купить FTX было блефом со стороны Чжао. «Хорошо сыграно; ты победил», — написал Сэм у себя в Twitter.
В тот же день, когда Binance отказалась от покупки FTX, вскрылись манипуляции Бэнкмана-Фрида с деньгами клиентов биржи. О том, что биржа FTX предоставила Alameda многомиллиардное экстренное финансирование, сообщил глава исследовательского отдела компании Coin Metrics Лукас Нуцци, изучив открытые данные блокчейна. Эта публикация ознаменовала окончательную гибель бизнеса молодого миллиардера.
По данным Reuters, в мае и июне фирма понесла крупные убытки из-за нескольких неудачных сделок. В частности, Alameda предоставила кредит на 500 миллионов долларов обанкротившемуся проекту Voyager Digital. Кроме того, весной многие криптофонды пострадали от крушения третьего по величине стейблкоина Terra USD (UST) — на рынке тогда отметили, что Alameda оказалась на удивление устойчива в условиях рыночного хаоса. В ноябре оказалось, что вся стабильность компании была фикцией — для спасения Alameda Бэнкман-Фрид решил тайно использовать средства FTX, часть из которых представляла собой клиентские депозиты.
Что касается состояния самого бизнесмена, после публикации этих данных Bloomberg назвал его «обнулившимся».
Гарри Поттер и исчезнувший миллиард
«Извините. Я облажался», — написал Бэнкман-Фрид в своем Twitter 10 ноября, а на следующий день FTX опубликовала официальный пресс-релиз о том, что Сэм ушел в отставку с поста гендиректора, а сама биржа начала процесс банкротства в соответствии с Главой 11 Кодекса США о банкротстве.
Эта процедура предполагает реорганизацию компании для сохранения бизнеса и позволяет ей продолжать работу до того момента, пока новые управляющие не разработают план урегулирования кризиса. Для клиентов биржи хороших новостей мало — если им и удастся вернуть свои средства, то только через несколько лет и лишь частично, отметила эксперт компании Point72 Ventures Минг Чжао. По ее словам, клиенты FTX будут стоять третьими в очереди на выплату средств после старших кредиторов и сотрудников платформы.
Вместе с тем скандал продолжал обрастать новыми шокирующими для криптосообщества подробностями. Например, выяснилось, что гендиректором Alameda Research, некогда располагавшего 10 миллиардами долларов активов, была 28-летняя подруга Бэнкмана-Фрида Кэролайн Эллисон — фанатка Гарри Поттера, чей опыт в сфере финансов ограничивался полуторагодовой стажировкой в качестве младшего трейдера сразу после колледжа. В Twitter широко разошлись видео с участием девушки, где она открыто признается в недостаточной компетентности.
А портал CoinDesk, ссылаясь на близкие к компании источники, рассказал, что обе компании Бэнкмана-Фрида управлялась «кучкой детей», которые сожительствовали в доме на Багамах. «Многие из них являются бывшими сотрудниками трейдинговой фирмы Jane Street (где начиналась карьера Бэнкмана-Фрида — прим. «Ленты.ру»), с другими он познакомился в Массачусетском технологическом институте. Все они находятся или находились в романтических отношениях друг с другом», — рассказал собеседник CoinDesk на условиях анонимности.
К тому же в ночь с 11 на 12 ноября биржу FTX взломали — с кошельков ее клиентов украли более 600 миллионов долларов. В официальном Telegram-канале поддержки FTX подтвердили хакерскую атаку. «FTX хакнули. Приложения FTX заражены. Удалите их. Не заходите на сайт FTX, иначе вы можете словить троян», — написали представители компании.
Из-за неопытности злоумышленника его личность быстро установили. В ходе манипуляций с крадеными деньгами хакер использовал свой кошелек на бирже Kraken, для создания которого требуется пройти процедуру «Знай своего клиента» (KYC). Таким образом, биржа располагала его личными данными и зафиксировала неправомерные действия. Хотя Kraken не назвала имени преступника, в криптосообществе полагают, что им является один из сотрудников FTX, который в условиях всеобщей паники решил воспользоваться имеющимся у него доступом к приватным ключам от кошельков биржи.
Наконец, 14 ноября стало известно, что Бэнкман-Фрид тайно перевел со счетов клиентов из FTX в Alameda не 4, а целых 10 миллиардов долларов, из которых более миллиарда — просто исчезли. По словам источников Reuters, «эффективный альтруист» признал это на встрече с другими руководителями Alameda, целью которой было установить размер необходимого внешнего финансирования.
$10 млрд клиентских средств перевел Сэм Бэнкман-Фрид с биржи FTX на баланс Alameda
На совещании Бэнкман-Фрид показал руководству компании несколько электронных таблиц, которые отображали, сколько денег FTX одолжила Alameda и в каких целях они были использованы. Однако часть из переведенных компании 10 миллиардов не была указана на ее балансе — Бэнкман-Фрид скрыл, куда были перемещены эти деньги после осуществления займа.
Один из источников Reuters оценил сумму исчезнувших средств в 1,7 миллиарда долларов, другой — в 1-2 миллиарда. Теперь молодому дарованию Сэму Бэнкману-Фриду грозят правовые последствия вплоть до уголовного наказания: американские регуляторы уже начали расследование в отношении законности использования биржей средств ее клиентов.
Кризис доверия
Крах FTX спровоцировал панику на всем крипторынке, как бывает после скандалов с любым крупным игроком в этой молодой индустрии. Распродажа затронула не только крупнейшие активы — биткоин и Ethereum, но и более мелкие монеты. Например, токен Solana (SOL) со 2 ноября подешевел в два раза — с 30 до 15 долларов. Помимо общих настроений понижательное влияние на его цену оказало то обстоятельство, что существенная доля активов Alameda приходилась на SOL.
Спад крипторынка отразился и на крупнейшем стейблкоине Tether (USDT, токен с привязкой к стоимости доллара 1:1) с капитализацией более 68 миллиардов долларов. Хотя компания, запустившая монету, публично открестилась от связей с FTX или Alameda, 11 октября котировки USDT отвязались от паритета с долларом и упали до 98 центов.
Банкротство FTX — четвертый по счету крупный кризис индустрии в 2022 году, до этого крах потерпели проекты Terra/Luna, Celsius и Three Arrows Capital. Каждый из них оборачивался единовременным падением почти всех криптоактивов. Однако скандал вокруг третьей по величине биржи, имевшей репутацию одной из самых надежных, знаменателен тем, что подорвал доверие ко всем централизованным криптоплощадкам. Об этом свидетельствует массовое изъятие средств клиентами с нескольких международных сервисов — с 6 по 13 ноября пользователи вывели с бирж 3,7 миллиарда долларов в виде биткоинов и 2,5 миллиарда долларов в виде Ethereum.
По мнению некоторых участников криптосообщества, господство централизованных бирж ставит индустрию в зависимость от отдельных личностей и их подходов к ведению бизнеса, что снижает ее общую устойчивость. «Основой криптовалюты является децентрализованная технология блокчейна, и я ожидаю, что текущий спад (на рынке криптовалют — прим. «Ленты.ру») приведет к тому, что отрасль снова переключит внимание на эти основные ценности», — считает основатель блокчейн-платформы Waves Саша Иванов.
Историю FTX уже сравнивают с крахом Lehman Brothers, с которого начался ипотечный кризис 2008 года в США. Даже глава Binance Чанпэн Чжао, которого сам Сэм Бэнкман-Фрид поздравил с «победой» и устранением крупного конкурента, заявил, что от краха FTX вряд ли кто-то выиграет: во внутренней записке для сотрудников он написал, что удар нанесен по всей индустрии децентрализованных финансов, и теперь регуляторы по всему миру будут только ужесточать правила игры для криптовалютных компаний.