Войти в почту

Союз с Россией помогает экономике Беларуси справиться с санкциями

Беспрецедентная санкционная кампания со стороны Запада ставила своей целью сокрушить экономики Беларуси и России, однако принимаемые правительствами двух стран меры позволили сохранить устойчивость и купировать значительную часть ущерба. При этом перестраивание белорусской и российской экономик позволяет говорить не просто об их выживании, но и росте в обозримой перспективе. О совместных усилиях Минска и Москвы по преодолению западных ограничений – в материале «Евразия.Эксперт».

Союз с Россией помогает экономике Беларуси справиться с санкциями
© Евразия Эксперт

Санкционный удар

С 2020 г. Беларусь попала под 5 пакетов западных ограничений, которые были дополнены еще более жесткими санкциями, введенными против нее и России в 2022 г. Масштаб блокады сделал наши страны рекордсменами: суммарно против стран Союзного государства было введено 13 881 санкций.

До последнего времени Евросоюз был вторым по величине торговым партнером Беларуси, на долю которого еще в 2021 г. приходилась пятая часть от всего внешнеторгового оборота республики. Готовность расширять ограничения, несмотря на собственные издержки (по оценкам западных экспертов, только за период с 2014 г. по февраль 2022 г. санкции обошлись Европе более чем в €100 млрд), продемонстрировала, что их авторы добиваются не только смены правящей элиты и внешнеполитического курса Беларуси и России, но и стремятся максимально ослабить их через экономическое удушение.

Это хорошо понимают в Минске. По словам министра экономики Александра Червякова, «дестабилизация экономики Беларуси является одной из стратегических задач Запада». Несмотря на беспрецедентный масштаб блокады, официальный Минск декларирует неизменность своего внешнеполитического курса на союзничество с Москвой. «Попытки США и Евросоюза изолировать и ограничить Беларусь либо изменить ее политику с помощью санкций обречены на провал», – пишет глава МИД Беларуси Владимир Макей.

Ограничения против Беларуси и России существенно ударили по экономике стран. По свежим оценкам от группы Всемирного банка, ВВП России в 2022 г. сократится на -4,5% и чуть меньше в 2023 г. – -3,6% к предыдущему году. Вслед за российской экономикой ожидается сокращение ВВП Беларуси: в 2022 г. на -6,2%, а в 2023 г. – -2.3%. В свою очередь, аналитики Евразийского банка развития ожидают, что сокращение ВВП России в 2022 г. составит -7% (хотя допускается, что динамика может быть значительно лучше изначального прогноза), а в 2023 г. – 3%; в Беларуси – -6% и -3% соответственно.

Интеграция против блокады

Россия была и остается надежным союзником Беларуси, выполняя критически значимую функцию стабилизации экономического положения республики. В 2009-2019 гг. объемы экономической поддержки экономики Беларуси со стороны России составили почти $200 млрд. Сюда входят льготные государственные кредиты ($16,4 млрд), экономия на льготной стоимости нефти и газа ($70,2 млрд), денежные переводы граждан и юридических лиц из России ($1,7 млрд) и так далее.

В условиях западной блокады в отношении белорусского экспорта Россия остается чуть ли не единственным надежным транзитным коридором, обеспечивающим перевалку широкого спектра белорусских грузов на рынки третьих стран. Например, уже налажены поставки белорусских удобрений по железной дороге в Китай через Россию, а также прорабатывается маршрут поставок белорусской продукции в Иран.

В конце сентября Россия и Беларусь подписали межправительственное соглашение о транзите белорусских грузов через российскую территорию. Этот документ обеспечивает создание альтернативных маршрутов поставки экспортной продукции в третьи страны через морские порты и наземную инфраструктуру. Соглашение обеспечивает гарантированный доступ хозяйствующих субъектов Беларуси к транспортным услугам российских поставщиков для организации надежных и стабильных экспортных поставок.

К настоящему моменту обслуживание белорусских экспортных грузов уже осуществлялось в 14 российских портах. Ожидается, что до конца 2022 г. будут приняты решения, которые позволят республике получить в Мурманской области доступ к новому терминалу для перевалки грузов объемом от 5 до 7 млн тонн в год. Белорусские терминалы будут построены еще и в российских портах на Балтийском море.

Расширяется логистика и на южном направлении. Сегодня Беларусь задействует порты в Астраханской области. Предполагается, что объем белорусских грузов, которые могут пойти через регион, в 2023 г. составит 650 тыс. – 850 тыс. тонн. Дополнительно в области в рамках портовой особой экономической зоны может появиться белорусский логистический центр, который обеспечит дополнительную перевалку грузов в Центральную Азию. С инициативой расширения географии отгрузки белорусских товаров выступила и Ростовская область. Портовая инфраструктура этого региона задействована и сегодня, но при этом существуют возможности дальнейшего увеличения объемов отгрузки. Свой транзитный потенциал Минску также готовы предоставить в Крыму.

Расширение торговли и кооперации

Россия – главный торговый партнер Беларуси: в 2021 г. на нее приходилась половина внешнеторгового оборота республики (41,1% – экспорта, 56,6% – импорта). За первые месяцы 2022 г. белорусский экспорт в российском направлении вырос на 17%. На фоне санкций эта тенденция будет продолжена. По словам премьер-министра Романа Головченко, Беларусь «в текущем году планирует нарастить экспорт в Россию до $23 млрд, а общий товарооборот – до $45 млрд». «Уже с июня мы вышли на максимальные за последнее десятилетие объемы поставок на российский рынок – около $2 млрд ежемесячно», – уточнил он. Западные ограничения уже привели к тому, что Беларусь обошла Германию по объему экспорта в Россию.

С уходом иностранных компаний с российского рынка открылись дополнительные возможности для отечественного импортозамещения в размере $11 млрд, которые могут быть освоены в том числе и белорусскими производителями. В настоящий момент между Россией и Беларусью уже налажено взаимодействие по вопросу увеличения поставок на российский рынок 104 товарных позиций Беларуси для компенсации выпадающих объемов экспорта, которые ранее осуществлялись в недружественные страны.

Кроме того, ожидается, что Россия выделит кредит Беларуси в $1,5 млрд. До конца года будут запущены семь совместных проектов в сфере машиностроения. Минск и Москва уже сумели за короткий период частично заместить иностранную комплектацию в этой отрасли, притом стороны наращивают промышленное сотрудничество в этой сфере. Так, МАЗ и КАМАЗ договорились о создании совместного предприятия, которое займется, в том числе, разработкой и производством беспилотных автомобилей. Кроме того, российская компания будет кооперировать и с другими белорусскими предприятиями.

Россия поддерживает и белорусскую нефтянку. По данным «Коммерсанта», для помощи белорусским НПЗ в условиях западных санкций и потери украинского рынка российский бюджет субсидирует поставки в Россию их продукции, которая ранее была убыточной. Кроме того, в феврале прошлого года правительства двух стран подписали соглашение о перевалке белорусских нефтепродуктов через российские порты. Сегодня темпы перевалки позволяют спрогнозировать объем транзита нефтепродуктов по итогам 2022 г. на уровне около 3 млн тонн, при запланированных 2 млн 400 тыс. тонн.

В целом, несмотря на то, что из-за прекращения поставок в ЕС Беларусь потеряла, по различным оценкам, от $6 млрд до $14 млрд, республика уже смогла восполнить потери на рынках России и Китая в размере $5 млрд.

Эффект санкций и контрмер

Китайские аналитики считают, что сегодня в руководстве Евросоюза осознали невозможность достижения своих целей через экономическое давление, поэтому новые санкции будут малоэффективными, а обсуждение дополнительных пакетов будет обусловлено давлением со стороны США. В общем-то, и западные аналитики задаются вопросом эффективности санкций, понимая, что лидеры их стран недооценили экономическую устойчивость своих восточных соседей.

Низкую эффективность санкций подтверждают и эксперты Всемирного банка. Это связано с более высоким, чем ожидалось, уровнем добычи нефти, более быстрой стабилизацией условий на финансовых рынках, а также дополнительной бюджетной поддержкой. «В результате экономики, которые тесно связаны с российской экономикой посредством торговли, денежных переводов и финансовых потоков… показали лучшие результаты, чем прогнозировалось», – пишут эксперты ВБ. Это хорошая новость для экономики Беларуси. По экспертным оценкам, которые озвучивались еще в 2020 г., экономический рост республики фактически привязан к России: падение российского ВВП на 1% ведет к сокращению белорусского ВВП на 0,8%, но этот принцип также работает и в другую сторону. В контексте внешнеэкономической блокады и реализации 28 союзных программ интеграции эта взаимосвязь стала еще больше.

Взывают оптимизм заявления главы Минэкономики Беларуси о том, что республика за последние пять месяцев 2022 г. вышла на стратегию восстановительного роста. По подсчетам экспертов ЕАБР, в 2024 г. в России ожидается рост в 1,7% к предыдущему году, а Беларуси – 1,5%.

Необходимо также учитывать, что восстановление к докризисному уровню может растянуться до 2026-2027 гг., при условии, что сложившийся сейчас режим экономического взаимодействия между странами не потерпит дополнительных стрессовых изменений. Вместе с тем, если не произойдет перемен в желании Москвы и Минска наращивать импортонезависимость, то к обозначенному сроку Союзное государство приобретет более сложную, технологичную и устойчивую экономику, чем та, что была до СВО. Стоит также учитывать, что на темпы восстановления существенно могут повлиять итоги спецоперации, которые дадут партнерам стран Союзного государства стратегическую определенность в нашей долгосрочной устойчивости и способность противостоять уходящей гегемонии США и их союзников.

***

Несмотря на беспрецедентно неблагоприятную внешнюю конъюктуру, Минск и Москва на практике доказали несостоятельность планов западных стратегов по экономическому удушению стран Союзного государства. Россия и Беларусь, продолжая планомерно преодолевать западную экономическую блокаду, углубляют экономические связи друг с другом и создают качественно новую региональную экономическую систему. Эти шаги приведут к еще большей стратегической устойчивости и независимости России и Беларуси в меняющемся миропорядке, позволяя двум странам в перспективе стать одним из центров устойчивого развития.