Зачем экоактивисты нападают на произведения искусства: слом культурного кода старого мира
Случаев нападения на произведения искусства довольно много, и, несмотря на то, что методы «эко-хулиганов» абсолютно идентичны, цели активисты преследуют разные (хотя и все они объединены якобы заботой об экологии). Акции выглядят одинаково: молодые люди проникают в музей под видом обычных посетителей, и в один из моментов, приблизившись к выбранному объекту, внезапно брызгают краской (в некоторых случаях бросали еду и иные вещества) на наиболее известные картины. После этого они мажут руки клеем, приклеивают свои ладони к стене или полу и делают несколько видеороликов или фотоснимков. Всё это публикуется в соцсетях.
Эпатажность, по идее, должна стать резким трамплином к завирусованности видео и фото и, соответственно, вызвать широкую огласку и привлечь внимание больших масс к проблемам, которые транслируют эти сообщества. Как показывает опыт, пока что эти акции вызывают зачастую лишь недоумение и раздражение. Но обо всём по порядку.
Первые акции
Всё началось с британского сообщества под названием Just Stop Oil. Активисты стали проводить радикальные акции, чтобы повлиять на правительство страны. Их целью был отказ руководства Соединенного Королевства от лицензий на использование, разведку, разработку и добычу ископаемого топлива.
Достаточно быстро атаки на произведения искусства, как инструмент, стали использовать в других государствах. Причём как руководители эко-объединений, так и сами активисты утверждают, что их методы безобидны, так как картины защищены стеклом и потому не получают ущерба. Сотрудники музеев с защитниками природы не согласны: во многих полотнах рама считается частью общего произведения, и она, в отличие от холста, ничем не защищена.
Самые громкие случаи
В медиаполе шире всего распространяется информация о нападениях на картины, признанные шедеврами мировой культуры и входящие в список наиважнейшего культурного наследия. Как, например, работа Ван Гога «Подсолнухи», которую 14 октября в Риме облили овощным супом.
Поступок экоактивистов из группы «Последнее поколение» оценили не согласно их ожиданиям, и троих молодых людей оперативно переквалифицировали из защитников природы в вандалов — им грозит до пяти лет тюрьмы. Гнаться за ними, кстати, не пришлось: они сами приклеили себя к стене.
Похожий «гастрономический» протест исполнили в Германии, где картину Клода Моне из серии «Стога» облили картофельным пюре. Четверо активистов, ответственных за это, выдавали что-то вроде «люди голодают, замерзают и умирают, мы находимся в климатической катастрофе, а всё, чего вы боитесь — это томатный суп или картофельное пюре на картине». Полицейские драму не оценили и отправили всех четверых за решётку до суда.
Другой известный случай произошёл в Нидерландах, где пострадала уже «Девушка с жемчужной сережкой» Яна Вермеера. Деятелей, обливших картину красной жидкостью, не стали долго слушать и арестовали. На вандалах красовались футболки «Просто остановите нефть».
От климатических проблем до строительства нефтяной инфраструктуры
На другой стороне планеты тоже решили не отставать, и канадские экоактивистки мужественно бросились в «борьбу с несправедливостью», залив кленовым сиропом Эмили Карр «Пни и небо» в Ванкувере. Так девушки протестовали против строительства трубопровода Coastal GasLink в Британской Колумбии. Даже картину подобрали специально: на ней изображены пни после вырубки леса. По традиции, активистки приклеили ладони к стене, прибывшие полицейские без стеснения переместили девушек в специально отведённое для вандалов место.
Подобные тезисы выкрикивали защитники природы в Австралии, когда забрызгивали краской знаменитую серию картин Энди Уорхола «Банка с супом Кэмпбелл». Произведения поп-арта испачкали синей краской. Их остановили и задержали. К счастью, полотна были защищены стеклом.
Также досталось работам Густава Климта «Смерть и жизнь», мунковскому «Крику» и другим великим полотнам.
Защитники природы, действующие подобным образом, объединены в сеть A22 Network, которая насчитывает 15 организаций в разных уголках планеты.
Не картинами едиными
Если вам показалось, что акции ограничилось картинными галереями, то вы недооцениваете фантазию этих чудо-деятелей. Например, в Музее естествознания в Берлине две вполне себе взрослые женщины (34 и 42 лет) приклеили себя к скелету динозавра. Так они символизировали «вымирание людского вида» из-за изменений климата. В музее мадам Тюссо «баловники» испортили тортом восковую фигуру Карла III.
В том же Берлине ещё две активистки залезли на Бранденбургские ворота и повесили там плакат с надписью: «Мы желаем выживания для всех, в День единения мы все — последнее поколение». Впрочем, это достаточно безобидная акция на фоне общей тенденции.
Но не только культурные пространства становятся площадками для акционизма. В целом ряде стран под гнев борцов за жизнь и природу попадают финансовые организации и крупные банки. Где-то ограничивается плакатами, в других случаях имеет место грубый вандализм.
Мнение общества
Его можно описать коротко: изначальную цель — привлечь внимание к экологической проблеме — эти акции не достигают. Это неудивительно: избивая детей, вряд ли можно решить проблему вымирания тигров. Так и порча картин не может вызывать у нормальных людей иной реакции, нежели раздражения от бестолковых и глупых действий.
Впрочем, экоактивисты, судя по всему, этого не понимают. Показателен случай, когда они пришли в один из европейских салонов Porsche, приклеили себя к полу и грозились остаться здесь надолго. Сотрудники восприняли этот жест с флегматичным безразличием и просто оставили приклеенных защитников природы в здании, выключив свет и заперев помещение после окончания трудового дня. Активистов возмутило, что им не обеспечили возможность ходить в туалет и не принесли еды и воды — но сотрудников это мало волновало. Как и полицейских, которые упаковали всех демонстрантов по обвинению в незаконном проникновении на закрытый объект.
Мнение искусствоведов
В целом оно сводится к одному: сохранность культурного наследия под угрозой, так как экоактивисты не имеют никакого представления о том, какой вред могут нанести своими действиями. Об этом представители примерно сотни крупных музеев написали в открытом письме.
Позорная обратная сторона
И ещё один показательный момент. Безусловно, эти акции однажды кончатся, так как не возымеют никакого положительного эффекта: всё, чего добьются активисты — это клейма «умалишённые люди». Но важно даже не это. В целом ряде случаев, когда они приклеивают себя к полу, дороге, стене или любой поверхности, на опубликованных видео видно, что тюбики от клея «защитники природы» выкидывают в водостоки, траву или ещё куда бы то ни было. Крайне красноречивая иллюстрация сразу двух поговорок: «Хочешь изменить мир — начни с себя» и «Сапожник без сапог».
Причины нападений
Как таковых причин целый комплекс: развитие информационных технологий позволило получать «минуты славы» практически каждому. Поэтому не удивительно, что некоторые люди, возможно, не совсем крепкие психически, пользуются этой возможностью. Для других это хайп, для третьих – самоутверждение. Разрушать проще, чем созидать, и молодежь, не имеющая четких ориентиров, идет по этому пути разрушения. Экоактивисты, зачастую даже не понимая этого, пытаются уничтожить культурный код консервативного мира. Вот только хотят ли они что-то построить на месте разрушения – большой вопрос.