Войти в почту

Инвестиции в маркетплейсы

Об этом мы попросили рассказать директора по развитию и со-основательницу краудлендинговой платформы «The Деньги» Евгению Шеншину.

Акции крупнейших предприятий России рухнули, недвижимость теряет в цене. Темпы роста официальной инфляции в два раза опережают ставки по депозитам. Растут только маркетплейсы. Инвестиции в торговцев на маркетплейсах приносят от 20 до 40% годовых. Разбираемся, как это работает, и есть ли риски.

Рост маркетплейсов на фоне спада офлайн-ритейлеров

— Россияне в первом полугодии 2022 года потратили на онлайн-покупки 2,3 трлн рублей — это в 1,5 раза больше, чем годом ранее, поделилась Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ). Похожие подсчёты у агентства «Infoline-аналитика»: по их данным, в первом полугодии россияне потратили на покупку онлайн-товаров 2,4 трлн рублей (сюда не входит доставка еды из ресторанов). При этом наиболее стремительный рост в этот период показали мультикатегорийные маркетплейсы, рассказывает генеральный директор агентства Михаил Бурмистров. В их число входят Ozon, Wildberries, AliExpress, «Яндекс.Маркет» и «Сбермегамаркет». Если в 2021 году их доля на рынке онлайн-продаж составляла 39,7%, то уже в первой половине 2022 года она выросла до 47,9%. Данные маркетплейсов подтверждают наличие серьезного роста. По словам представителя Wildberries, в первом полугодии 2022 года оборот маркетплейса увеличился на 94% год к году — до 628,7 млрд рублей. Согласно отчетности «Яндекс.Маркета», электронная коммерция, сервисы такси и доставки в совокупности принесли группе 123,1 млрд руб. в первом полугодии 2022 года, а это на 107% больше, чем на год раньше.

— В чём причины, прогноз на 2023 и какие игроки останутся на Олимпе?

— Это связано в основном с сокращением ассортимента торговых центров после 24 февраля, когда из России начали уходить зарубежные бренды. Уход клиентов из офлайна в онлайн был настолько серьёзным, что интернет-торговля сохраняла положительную динамику даже при глубоком спаде всего ритейл-рынка, рассказывает партнер исследовательского агентства Data Insight Борис Овчинников. Однако он уверен: бенефициарами этого роста останутся только отдельные игроки. По его мнению, одним из крупнейших трендов 2023 года будет нарастающее доминирование универсальных маркетплейсов во всех категориях, кроме фармацевтики и продуктов питания. Он делает ставку на то, что противостояние онлайн-ритейлеров сведётся к битве двух лидеров. И это при уменьшении вложений игроков рынка в логистику, а также в привлечение покупателей и продавцов. «Наибольшее значение в таких условиях будет иметь уже накопленная известность, а по этому фактору лидируют Wildberries и Ozon»,- заключает Овчинников.

Инвестиции в маркетплейсы — конкурентный финансовый инструмент

— Традиционные финансовые инструменты сегодня находятся на историческом спаде. По данным Банка России, средняя ставка по вкладам в стране достигла десятилетнего минимума. Во второй декаде ноября 2022 года она упала до 6,03%, что является минимальным показателем с 2009 года. Финансовый рынок России тоже просел уже второй раз за год: после 21 сентября котировки рынка акций обрушились до минимумов с 2016 года. Доллары тоже не создают регулярного потока денег. Кроме того, закон по отношению к валюте может непредсказуемо меняться. Российские власти уже сейчас называют доллар и евро «токсичными фантиками», а банки получили право вводить комиссии за обслуживание валютных депозитов. В отличие от рассмотренных инструментов, инвестиции в маркетплейсы могут принести от 20 до 35% годовых в зависимости от опыта торговца и размера бизнеса. Где это сделать? Решением становятся краудленинговые площадки, которые дают такую возможность. Одна из таких — The Деньги. Это специальная платформа, которая соединяет продавцов маркетплейсов и частных инвесторов. Она же тщательно проверяет платёжеспособность компании и находит решения в случае дефолта, который, однако, редкость благодаря качественному скорингу каждого бизнеса

 

Материал подготовил Евгений Кудряц