Аптеки не должны стать пережитком прошлого
Не так давно была практически уничтожена система ФАПов (ФАП - фельдшерско-акушерский пункт), и только что аналитики сообщили, что за полгода в России закрылись больше тысячи аптек. Большинство из них находилось в глубинке, обслуживая небольшие населенные пункты.
ЛЕКАРСТВА И ЛЮДИ
И если в отношении тех же ФАПов государство все-таки принимает какие-то меры и на их возрождение обещает использовать часть средств из медицинской государственной программы, то об аптеках - гробовое молчание. Речь, разумеется, идет не о столицах и городах-миллионниках, а о сермяжной настоящей России, которая начинается после Московской кольцевой дороги.
Да, естественно, больше всего пострадали региональные аптечные сети. К ним относятся предприятия, владеющие торговыми точками в пределах конкретного региона. Таких аптек стало на 297 меньше. Почти 260 закрытых пунктов продаж относились к локальным сетям - тем, что имеют до 15 торговых точек. Если предприятие объединяет от 3 до 10 аптек, то это малая локальная сеть - они потеряли 266 пунктов продаж. К тому же закрытыми оказались более 300 одиночных аптек.
Причины сокращения маленьких аптечных предприятий банальны - невысокая рентабельность фармацевтической деятельности, нежелание муниципальных властей помогать социально значимому направлению мелкого бизнеса, проблемы с логистикой. «Маленькие аптеки продают в основном лекарства из перечня жизненно необходимых, на которые минимальная наценка. А дорогие лекарства продавать некому, если аптека находится в месте, где живет население с невысокими доходами», - объяснил руководитель одного из предприятий, работающих на аптечном рынке, Сергей Шуляк.
Еще 10 лет назад мелкая фармацевтическая розница активно развивалась. Но небольшим компаниям стало сложно выжить в современных непростых условиях. Ведь у сетевых игроков есть возможность закупать большие партии товара по более низким ценам.
«Ситуация усложняется еще и постоянным ужесточением законодательства - введением маркировки, отменой единого налога на вмененный доход, запретом индивидуальным предпринимателям заниматься дистанционной торговлей. Все это делает аптечный бизнес нерентабельным для регионального аптечного ретейла», - считает руководитель Ассоциации независимых аптек Виктория Преснякова. Она подчеркивает, что в итоге потребители из глубинки вообще лишаются возможности приобрести какие-то лекарства.
Еще одна проблема: с 1 сентября 2022 года заработало новое положение о лицензировании фармдеятельности. Каждому индивидуальному предпринимателю разрешено иметь не более одной аптечной точки. Несколько аптек могут иметь только зарегистрированные ООО. «Изо всех сил «поддерживают» малый бизнес, не дают ему расширяться. Выдавливают нас потихонечку», - говорит владелица аптеки в Смоленске.
У НАРОДА ПРОСТО НЕТ ДЕНЕГ
Гендиректор аптечной сети из Рязани Александр Миронов считает, что торговые точки закрываются из-за падения платежеспособности покупателей, которая привела к снижению выручки. К тому же фармкомпании стали меньше вкладываться в продвижение своей продукции. Речь идет не только о наружной рекламе, но и о поощрении провизоров при продаже новых препаратов. За все это аптеки получали деньги, позволявшие держаться на плаву. Теперь эта «кормушка» закрылась.
Эксперт полагает, что до сих пор небольшие аптечные сети оставались на плаву за счет накоплений, полученных во времена пандемии: тогда эти предприятия буквально озолотились, прибыли оказались фантастические. В первые недели спецоперации на Украине тоже подсчитывали барыши - продажи взлетели на 72,5%. Однако вскоре выручка начала падать, и этот процесс только усугубляется. Вероятно, тенденция достигнет пика к концу года, и отрасль может потерять 1-2% объектов.
А со временем аптеки могут закрыться из-за того, что продавать будет нечего. Эксперты Минобрнауки, работающие над концепцией поддержки фармацевтической отрасли, заявили, что через несколько лет Россия станет полностью независимой от иностранных лекарств. Но многие сомневаются, что сегодня такое возможно. Не исключено, что «кавалерийский наскок» в импортозамещении приведет к пустым аптечным полкам.
В настоящее время 55% российского рынка лекарств занимают иностранные производители. Российские фармацевты примерно на 80-90% зависят от импорта субстанций, из которых изготавливаются отечественные препараты. Сегодня многие специалисты считают, что полностью убрать импорт из продажи не получится, лучше договариваться с иностранными партнерами о сотрудничестве. «Сиюминутные непродуманные решения могут привести к большим осложнениям. Наша задача сейчас - не импортозаместить. Наша задача - договориться. Кричать, что мы все сделаем сами, уже нет смысла», - утверждает известный эксперт фармрынка Павел Лисовский.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Можно ли добиться того, чтобы глубокая российская провинция не потеряла возможности приобретать хотя бы самые простые, но жизненно необходимые лекарства? Задача по нынешним временам непростая, но вполне решаемая.
Самое главное: работа аптечных пунктов в глубинке — это социально важная, имеющая огромное значение для территории деятельность. Действующее законодательство предусматривает довольно большие льготы для тех, кто решил этим заниматься. И все эти льготы, прежде всего региональные, могут и должны использовать муниципальные власти. Человека, решившегося открыть аптеку в деревне, нужно освободить от арендной платы, максимально снизить для него налоги. И вообще всячески ему помогать - ведь речь идет о здоровье людей!
Причем все это находится в прямой компетенции муниципальных руководителей. Напомним для полноты картины, что именно так решается эта проблема в провинциальной Европе. Решение об открытии аптеки принимает бургомистр населенного пункта, который тут же предоставляет этой аптеке все возможные льготы и преференции.
Нужно вспомнить и о ФАПах, которые могут и должны стать центрами для реализации лекарств сельскому населению. И если государство объявило о программе по восстановлению фельдшерско-акушерских пунктов по всей стране, то почему бы не поручить сотрудникам этих пунктов обеспечивать народ хотя бы самыми простыми, но очень нужными медицинскими препаратами?
Одним словом, возможности для того, чтобы сохранить аптечную сеть в деревнях и селах, имеются. Нужно только, чтобы муниципальные руководители ими воспользовались.
Наталья Пуртова.
Фото: ADOBE STOCK