Газовый потолок Евросоюза критикуют на Западе

Страны Евросоюза 19 декабря согласовали ценовой потолок на газ в 1900 евро за тысячу кубометров. Как на это отреагировала западная пресса?

Газовый потолок Евросоюза критикуют на Западе
© BFM.RU

«Европейский газовый потолок рискует усугубить энергетический кризис» — заголовок на главной странице Bloomberg. Агентство указывает, что в этом году цены на газ в Европе около 40 дней провели на уровнях выше утвержденной Брюсселем планки в 1900 евро за тысячу кубометров. Если бы ценовой потолок действовал уже тогда, Евросоюз рисковал бы лишиться значительной доли поставок, поскольку экспортерам было бы выгоднее продавать товар на другие рынки.

«Для накапливающей газ Европы самое сложное еще впереди», — продолжает в своем аналитическом материале Reuters. В статье приводится прогноз Международного энергетического агентства, согласно которому Евросоюз в будущем году может недосчитаться почти 30 млн кубометров газа, что соответствует примерно 7% годового потребления в регионе.

Нелестно отзываются о «газовом потолке» и собеседники Bloomberg, в том числе глава отдела исследований биржевых товаров Citi Эд Морс:

«Я бы сказал, что это довольно дурацкое представление со стороны европейских чиновников, особенно в преддверии зимних месяцев. Сегодня цены держатся в районе 1100 евро за тысячу кубометров, но они запросто могут удвоиться. Да, запасы сейчас велики, но одно дело — установить потолок цен, а другое — найти поставщиков ниже этой планки. Газовый рынок стал полностью глобальным, он больше не разделен на регионы, ограничений по направлениям поставки СПГ практически нет. Европе нужен газ, но другие покупатели с радостью перехватят грузы по ценам выше европейского потолка. Мера практически гарантирует блэкауты, а не благополучие потребителей».

С другой стороны, ценовой потолок можно рассматривать как некое подобие картельного сговора потребителей. Как указывает S&P Global, на Европу приходится более 30% глобальных объемов импорта СПГ, то есть регион выступает одним из ключевых покупателей. Даже декларативный отказ такого игрока заключать контракты по высоким ценам может увеличить переговорную силу и других импортеров. Грубо говоря, зачем покупателям в Азии соглашаться на цены выше европейского потолка, если условному Катару больше некуда будет продавать свое топливо?

Определенные параллели можно провести со стратегией ОПЕК — на организацию приходится только порядка 40% мирового производства нефти, но при этом ее решения об ограничении добычи влияют на весь рынок.

Но мотивация европейских лидеров была не в этом, говорит в эфире польского TVP аналитик ICIS Аула Сабадас:

«Дело в том, что для многих лидеров газовый потолок — это политически выгодное решение. Это крайне популистская мера, она отлично выглядит на бумаге, и потребители наверняка будут рады установлению предельной цены. Но на большем временном горизонте решение может нанести большой ущерб вследствие вышеупомянутых потрясений на рынке. Хотя пока кажется, что рынок нашел определенное равновесие. Цены довольно стабильны, а хранилища заполнены даже больше, чем ожидали в Еврокомиссии».

Главным котом — или драконом — в мешке для Евросоюза становится ситуация в КНР, поскольку восстановление китайской экономики может усилить конкуренцию за энергоресурсы. После рекордных за десятки лет протестов Пекин объявил о резком смягчении ковид-ограничений, что, естественно, сказалось на заболеваемости. Вспышка стала крупнейшей для страны, но недолговечной — с начала месяца заболеваемость упала уже в десять раз. Однако сегодняшней политике «ненулевого» ковида еще предстоит пережить китайский Новый год, когда чуть ли не 400 млн китайцев поедут навещать своих родственников.