Заканчиваем 2022 год ростом всех показателей: интервью с коммерческим директором МФО

– С какими показателями прибыли и выручки компания завершает 2022 год? Продолжился ли рост третьего квартала в четвертом? За счёт чего? Марат Аббясов Если говорить о выручке «МигКредит» по итогам 2022 года, то она сопоставима с показателями 2020 года. При этом мы оказались более прибыльными, чем ожидали в начале года. Вообще первый квартал был для всех достаточно нервным периодом, но в целом самые негативные прогнозы не оправдались. Мы показали очень существенный рост с августа, и в четвертом квартале эта тенденция продолжилась. По объемам выдачи мы обогнали I квартал 2022 года. Фактически мы сейчас значительно выросли по выдачам и планируем (с поправками на макропруденциальные лимиты) двигаться в таком же тренде в 2023 году. В четвертом квартале мы показали рост выдач более чем в два раза относительно первого квартала в штуках, и примерно на 50% в рублях. Весь наш рост, начиная от самого трудного для нас второго квартала, был связан с тем, что в апреле-июне мы переориентировали свою стратегию – ушли больше в цифровизацию и выдачу краткосрочных займов новым клиентам. То есть фактически переориентировали модель из Installments (более крупные займы на долгий срок) в PDL (займы до зарплаты). – Как выросли выдачи в 4 квартале? Удалось ли отыграть провал 2 квартала? Марат Аббясов По выдачам нам полностью удалось отыграть провал второго квартала, но при этом существенно изменилась структура выдач. Теперь порядка 50% мы выдаем «займов до зарплаты» и 50% среднесрочных займов, в то время как в перовом квартале у нас 80% выдач приходилось на Installment и 20% выдач PDL. – Каких показателей выручки вы ожидаете в следующем году? Какие факторы будут оказывать поддержку отрасли? Какие сдерживать темпы роста? Марат Аббясов Мы ожидаем в 2023 году роста выручки более чем на 40%. Если говорить в целом об отрасли микрозаймов, то я не вижу факторов, которые бы оказывали ей поддержку. Но вот факторов, которые будут сдерживать рост, целый набор. Сдерживать рост объемов кредитования, и, следовательно, выручки МФО, будут главным образом регуляторные ограничения, с точки зрения предельной стоимости кредитов плюс ограничения на размер переплаты и дневной ставки до 0,8%. И помимо этих факторов, которые будут давить на доходность МФО, еще и введение макропруденциальных лимитов, которые диктуют нам необходимость изменений в нашей стратегии. Из-за этого мы будем серьезно пересматривать структуру выдач. Все в совокупности это негативно повлияет на выручку МФО в 2023 году. Но в целом я думаю, что ведущим игрокам уже не надо предпринимать какие-то особенные усилия, чтобы наращивать долю рынка. Их стратегия, вероятно, будет направлена на диверсификацию бизнеса и поиск новых источников прибыли. Имея под капотом миллиардную выручку от микрофинансирования, компании могут себе позволить предпринимать усилия, чтобы заработать еще миллиард, но уже на смежных рынках. – Какой динамики выдач вы ожидаете в следующем году? За счёт чего? Марат Аббясов Я ожидаю замедления объемов выдач в первом и втором квартале по всему рынку, потому что рынок будет активно перестраиваться. Кредиторы замешкаются. Потребуется оптимизация, перестроение структуры, адаптация всех бизнес-процессов, но уже с третьего квартала пойдет рост, и рынок покажет в целом прибавку 10-15% год к году. Мы станем свидетелями роста доли выдач PDL относительно среднесрочных потребительских займов, хотя сейчас многие компании прилагают усилия, чтобы освоить именно этот сегмент. Но среднесрочные займы – это более тяжелый с точки зрения долговой нагрузки продукт. Поэтому доля PDL в выдачах в 2023 году будет быстро расти, и большее количество клиентов вместо запрошенного Installment будет получать именно «займы до зарплаты». Упадет и средняя одобренная сумма, на которую будет оказывать давление уровень просрочки. Помимо этого, произойдет серьезное снижение процентной ставки в сегменте займов от 6 до 12 месяцев, это приведет к тому, что средний срок Installment немного снизится. МФО перестанут выдавать среднесрочные займы более чем на 6 месяцев, что становится для них неинтересным и низкомаржинальным. Поэтому можно говорить о целом ворохе негативных эффектов. – За счет чего удалось избежать резкого роста просрочки в сегменте МФО? Ожидаете ли вы рост неплатежей в следующем году? Марат Аббясов У нас сейчас стоимость риска в целом по портфелю одна из самых низких за всю историю. Мы значительно пересмотрели рисковую политику и адаптировали ее под новые экономические реалии. Это позволит нам расти за счет низкого уровня риска в 2023 году, отказываясь от слишком консервативной политики. В нашем случае показатель просрочки оказался оптимальным за счет того, что мы изменили структуру выдач и перешли к краткосрочным займам для части высокорисковых сегментов. И оказалось, что клиенты справляются с краткосрочными займами лучше, чем со среднесроыными. Второй фактор – это оптимизации модели принятия решений. Мы много процессов пересмотрели, перестроили, отрегулировали, от чего она стала более качественной. Если говорить о пиковых нагрузках, связанных с геополитикой, то в сентябре-октябре, когда началась частичная мобилизация, рынок увидел кратковременный рост просрочки, но этот эффект абсолютно нельзя сравнивать с тем, с которым мы столкнулись в начале коронавируса в 2020 году. Пик его прошел буквально за две недели, и негативный эффект почти полностью нивелировался. Основная причина, почему просрочка не растет, – это заслуга хорошей рисковой политики ведущих игроков рынка. Это уже не первый и даже не второй кризис за последние несколько лет. У нас уже есть опыт, который теперь играет позитивную роль. Рисковики перестали нервничать и принимали решения взвешенно и хладнокровно, опираясь на статистические данные и предыдущий опыт. В следующем году я не ожидаю заметного ухудшения динамики просрочки, если не случится геополитического шока. А адаптация МФО к новым условиям работы позволит держать ее под контролем. – У вас есть поводы для оптимизма относительно 2023 года? Марат Аббясов Конечно, есть. Иначе не стоило бы строить планы на будущее. Но мы реалисты и понимаем, с чем столкнемся в следующем году. Розовых очков у микрофинансистов точно нет. 2023 год может стать для рынка МФО временем испытания зрелости бизнес-моделей. Уже с 1 января вступят в силу регуляторные ограничения на долговую нагрузку, так называемые макропруденциальные лимиты. К этому добавится снижение дневной процентной ставки до 0,8% в середине года, что однозначно скажется на объеме выручки, прибыли и доходности компаний. В итоге может осложниться банковское фондирование и привлечение заемных средств с долгового рынка. При этом МФО придется отвлекать ресурсы на замену ПО и ИТ-систем, обеспечивающих бесперебойность работы кредитного конвейера. Поэтому микрофинансовый рынок в 2023 году будет идти в фарватере общих экономических изменений, приспосабливаться к новым реалиям и последовательно реагировать на внешний шок. Однако в силу специфики самого микрофинансового бизнеса, его большей эластичности и технологичности МФО это будет сделать несколько проще, чем банкам. К тому же у ведущих компаний уже есть прививка от кризиса, которую они получили в 2020 году. Если кратко, то рынок МФО в 2023-2024 годах можно описать так: продолжится умеренный рост на 10-15% год к году; доля рынка продолжит концентрироваться в портфелях ТОП-20 игроков; практически все игроки из ТОП-20 будут наращивать портфели IL; банки продолжат увеличивать долю своего присутствия на рынке МФО; количество игроков микрофинансового рынка продолжит сокращаться ввиду ужесточения регулирования и тренда на консолидацию; рынок продолжит стремительный переход в digital.

Заканчиваем 2022 год ростом всех показателей: интервью с коммерческим директором МФО
© Банки Сегодня