Украина в ожидании средств от продажи суперъяхт российских миллиардеров

Охота на зарубежные активы российских бизнесменов началась на Западе в первые же дни конфликта на Украине. Владельцы суперъяхт наверняка ощутили себя целью с первыми же ракетными ударами, но полноценным стартовым свистком можно назвать твит (Twitter заблокирован в РФ) Белого дома от 27 февраля. В США сообщили о скором создании трансатлантической оперативной группы, которая будет «охотиться и замораживать активы подсанкционных российских компаний и олигархов: яхты, особняки и другие незаконно нажитые блага». Было понятно, что активы сначала заблокируют, а потом уже будут разбираться. Яхты сразу потянулись на юг.

Украина в ожидании средств от продажи суперъяхт российских миллиардеров
© BFM.RU

О весенней миграции частных судов рассказывала CNN в марте экс-сотрудница ЦРУ Алекс Финли:

«Пока мы наблюдаем за тем, как яхты покидают Европу и в основном движутся на юг. Есть мнение, что часть попытаются пройти через Босфор в Черное море, но это может быть не лучшим решением с учетом неопределенной позиции Турции. Некоторые идут по Суэцкому каналу в Индийский океан, ряд судов стоят на якоре в окрестностях Сейшел и Мальдив. Что дальше, никто не знает. За пределами Европы и США почти нет верфей, которые могут обслуживать подобные яхты. Это гигантские, крайне сложные транспортные средства, которые стоят огромных денег. На некоторых установлены даже системы противоракетной обороны и высокотехнологичные радары».

Выскользнуть из щупалец санкционного кальмара удалось не всем. К апрелю западные СМИ сообщали о заморозке плавучей недвижимости на миллиарды долларов. В том числе в списках упоминалась блокировка 150-метровой яхты Dilbar в Германии, 800-тонной Tango на Майорке и похожей на космический корабль трехмачтовой Sailing Yacht A в Триесте. Почти в каждом из случаев власти страны объясняли арест принадлежностью имущества одному из крупных российских бизнесменов, а адвокаты компаний-собственниц это отвергали, но отказывались называть владельцев, ссылаясь на приватность. Критика ковровых заморозок звучала и в США.

Фрагмент апрельского эфира CNBС, комментирует старший научный сотрудник Brookings Institution Дуглас Редикер:

«Там огромное число фирм-посредников, так что определить реального бенефициара невероятно сложно. Я хочу подчеркнуть, что не защищаю никого из владельцев, но во многих случаях не вполне ясно, как именно принималось решение об аресте той или иной собственности в определенной юрисдикции и какими конкретно связями это было обосновано. Нет такого, что где-то в сейфе лежит бумага, где написано, что эта яхта принадлежит такому-то [миллиардеру], вот его подпись, только никому не говорите. Все очень сложно. А в США довольно серьезно защищено право собственности: лишить кого-то активов посредством санкций непросто. И это не случайность, никто не хочет, чтобы власти могли прийти и по политическим мотивам забрать у несогласных их яхты, дворцы, компании, счета и все остальное».

Кейсом поэтапного перетягивания яхты в США можно назвать историю Amadea. В середине апреля стометровое судно прибыло на тихоокеанский архипелаг Фиджи, но там его уже ждали. Полиция республики допросила капитана и арестовала судно, сославшись на отсутствие таможенных документов. В посольстве США вскоре сообщили, что яхта представляет интерес как актив подсанкционного бизнесмена. Reuters называло бенефициаром судна предпринимателя и сенатора Сулеймана Керимова, хотя яхтенный агент на Фиджи заявлял агентству, что собственник назван неверно. О последовавших перипетиях рассказывает журналист-расследователь CBS Грэм Кейтс:

«Все это превратилось для США в полосу правовых препятствий и даже трудовых споров. С одной стороны, адвокаты фирмы-владелицы яхты пытались опротестовать американский иск во всех инстанциях Фиджи вплоть до Верховного суда. Параллельно американские власти пытались вести переговоры с командой яхты, чтобы они доставили судно с Фиджи в США, но коллектив отказывался. Во-первых, они ссылались на заморозку активов компании, из-за чего им перестали выплачивать зарплаты. Во-вторых, команда настаивала, что такой вояж будет нарушением условий контракта и это подорвет их репутацию на рынке. В итоге США пришлось нанимать полноценную новую команду. Причем эти люди должны не только вести яхту размером с футбольное поле, но и ухаживать за дорогостоящими интерьерами, в том числе шелковыми тканями и бассейнами с мозаикой. Все это нужно обслуживать, чтобы актив не потерял в цене».

Расходы на обслуживание арестованных судов выходили западным налогоплательщикам в копеечку. Стометровой яхте нужны периодический запуск двигателя, чтобы защитить винты от нарастания ракушек, работающий кондиционер, чтобы интерьеры не покрылись плесенью, регулярная мойка, чтобы корпус не приходилось перекрашивать, и так далее. Не говоря уже об аренде места в порту и зарплатах для команды — пусть и урезанной, которая будет всем этим заниматься. Как писало Bloomberg, издержки за один только год могут достигать 15% общей стоимости судна. О цене заботы о российских активах Business FM рассказывал исполнительный директор яхтенного агентства Bussol Виктор Курьян:

Виктор Курьян исполнительный директор яхтенного агентства Bussol «Трудно сказать, что недорого обходятся... Самые главные статьи — это, во-первых, оплата команды, оплата стоянки и ремонт, починка, регламентные работы. Когда ходят, еще затраты на топливо. Обычно это порядка 5-7% от стоимости яхты в год. Для каких-то яхт побольше, может. Если она шикарная, содержание команды будет дороже. К тому же она стоит в агрессивной среде, когда море соленое: окисление, брызги — их надо счищать. Для большой яхты в 100 метров площадь очень большая, там же много палуб. Поэтому это очень затратно, и для [формирования] команды требуется много людей. Зарплата у них должна быть немаленькая, чтобы хорошо делали. Насчет очистки лопастей и днища — тоже немалая. Могут потребоваться и подводные работы, а это привлечение водолазов. Все это недешево».

Растущие счета подтолкнули Вашингтон к действиям. В последние недели декабря в законопроект о расходах на 2023 год внесли поправку о конфискации российских активов в пользу Украины, причем Сенат поддержал это единогласно. Республиканец Линдси Грэм назвал решение «облегчением для американских налогоплательщиков и плохим днем для российских олигархов». Правом конфисковать подсанкционное имущество через суд наделяется генеральный прокурор США. Продолжает партнер адвокатского бюро NSP, эксперт по санкционному праву Сергей Гландин:

Сергей Гландин партнер адвокатского бюро NSP, эксперт по санкционному праву «Для этого нужно, чтобы соответствующий актив или соответствующее лицо — владелец актива — попали под санкции по основаниям указа Джо Байдена № 14024. Это либо морские суда — таких 91 штука, либо воздушные суда — таких значительно меньше, их всего лишь 13. Там очень известные яхты — например, Madame Gu, Dilbar. В общем, там очень много яхт, и если одна из них попадет в поле зрения американских властей, то есть попадет либо в американскую юрисдикцию, либо будет задержана в одной из стран, с которыми у США есть договор о правовой помощи, впоследствии эта яхта может быть уже конфискована судом, и средства от продажи этой яхты могут быть уже предоставлены украинским властям».

Точные оценки суммарной стоимости замороженных на Западе российских активов неизвестны. Летом в Минюсте США сообщали, что в дополнение к резервам российского ЦБ американским властям удалось заблокировать имущество на 30 млрд долларов. Москва неоднократно критиковала Запад за заморозку, называя это грабежом. Предполагаемые владельцы яхт в целом ряде случаев либо не комментировали, либо отрицали связь с имуществом.