Россия может наложить на немцев санкции, но те их теперь вряд ли заметят

Глава Крыма Сергей Аксенов предлагает в ответ на решение Берлина о передаче Киеву танков Leopard 2 полностью прекратить поставки в Германию энергоносителей и удобрений, о чем написал в своем ТГ-канале. На его взгляд, это самое эффективное оружие против любой немецкой бронетехники. Политик подчеркнул, что это его личное мнение как гражданина.

Россия может наложить на немцев санкции, но те их теперь вряд ли заметят
© Свободная пресса

Сергей Аксенов также отметил, что решение о направлении Украине танков и одобрение их реэкспорта из других стран было ожидаемо.

«Снова «Дранг нах остен», снова план «Барбаросса», снова «вундерваффе». Сценарий знаком, финал известен», – констатировал он.

В своем посте глава Крыма также разместил схему танка Leopard 2A4, отметив, что более детальную информацию об уязвимых местах этой техники каждый сможет найти самостоятельно.

«А командование обеспечит наших бойцов всем необходимым для уничтожения потомков фашистских «тигров» и «пантер»», – уверен он.

Об уязвимости немецких танков говорят многие военные эксперты, но глава Крыма поднял также вопрос об энергоуязвимости Германии. Как заявил на Всемирном экономическом форуме в Давосе канцлер ФРГ Олаф Шольц, Германии удалось преодолеть зависимость от России в энергоресурсах.

«Германия в течение нескольких месяцев сделала себя полностью независимой от российской нефти, российского газа и угля. Мы заключили договоры с новыми партнерами», – сказал он.

Правда, оговорился, что энергобезопасность обеспечена на эту зиму, о дальнейших перспективах он высказался лишь общими фразами об открытии двух мобильных терминалов по приему сжиженного природного газа и планах по вводу еще нескольких. Суммарная мощность этих терминалов 33 млрд кубометров в год, тогда как по, например, «Северному потоку» в 2021 году было поставлено около 60 млрд куб. м.

Достичь с помощью СПГ уровня, сопоставимого с российскими поставками, Германия сможет лишь к 2026 году. Тем не менее сокращение поставок российских энергоносителей и в Германию, и в целом в ЕС очевидно. Так даст ли их полное прекращение какой-либо эффект?

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков отметил, что пока нет статистики для оценки реальных поставок энергоносителей на данный момент. Он напомнил, что с 5 декабря 2022 г. вступили в силу санкции, которые подразумевают запрет на импорт российской нефти, перевозимой морским транспортом.

– По нефтепроводам и дальше разрешено получать российскую нефть, но Германия и Польша заявляли, что они с 1 января сами на добровольном уровне откажутся от импорта российской нефти по нефтепроводу «Дружба». Сделали они это или нет, сказать сложно, официальной статистики мы пока не имеем.

При этом с 1 января должны были начаться поставки нефти из Казахстана в Германию транзитом через Россию по НП «Дружба», но может оказаться, что они берут часть казахской нефти, а там может быть и российская нефть. Но если будут нападки по поводу вообще работы этого нефтепровода, то могут сказать, что это казахская нефть. Надо смотреть объемы, потому что химически это все будет Urals, так как при прохождении через Россию нефть перемешивается.

Пока была возможность купить российские нефтепродукты, Германия, как и вся Европа, в конце прошлого года и начале этого активно их закупала, прежде всего дизель, мазут и газойль. С 5 февраля в ЕС будет запрещено импортировать российские нефтепродукты, сокращения уже идут.

«СП»: – А что с углем и газом?

– Запрет на поставки российского угля в страны ЕС был введен еще с 10 августа прошлого года, а по газу запретов нет.

Сокращение поставок газа из России в Германию произошло, но в основном из-за того, что его сложно доставить. На «Северном потоке-1» вначале была сложность с турбинами, а в конце сентября его взорвали. Газопровод «Ямал-Европа» не может работать, потому что Польша национализировала долю «Газпрома» в операторе польского участка, соответственно, Россия ввела санкции против этой компании, запретив с ней какие-либо экономические отношения. Украина качает газ только по одному из газопроводов, второй она перекрыла. Максимальная прокачка по газопроводу, который идет через «Суджу» и поставляет газ в Центральную и Западную Европу, в т.ч. и Германию, была 42,2 млн кубов в сутки.

При этом Германия нарастила закупки газа у Бельгии и Нидерландов, хотя Нидерланды сами снижают объемы производства и импортируют, а Бельгия вообще не добывает. Разгадка проста – в эти страны приходило много СПГ, прежде всего из России (проект «Ямал-СПГ»). Этот газ шел по газопроводам в Германию и записывался как бельгийский или голландский. Нельзя поэтому сказать, что Германия полностью отказалась от российского газа.

«СП»: – Реально России сейчас перекрыть остающиеся поставки и к чему это может привести?

– Трубопроводного газа в Германию сейчас поступает мало, поэтому от перекрытия ничего не произойдёт, может немного усугубится дефицит, и это толкнет цены вверх, но радикального удара по экономике не произойдёт, он и так произошёл в 2022 году за счет огромных цен. Если СПГ прекратим поставлять в Европу, это будет даже более значительный и значимый в нынешних условиях удар, потому что Россия по итогам 2022 года заняла, по-моему, третье место по объему поставки СПГ в Европу, уступив только США и Катару. Это довольно много, это будет иметь экономический эффект – начнется дефицит и, соответственно, поднимутся цены. К катастрофе это не приведет, но это удар по экономике Европы.

«СП»: – Насколько вероятно, что Россия может сейчас пойти на подобные крайние меры?

– Сомневаюсь. Мы видели российскую практику – мы в основном не вводим торговые ограничения, потому что наша экономика также зарабатывает от экспорта углеводородов. Если европейцы в какой-то форме готовы их брать, то мы готовы их продать. Наоборот, «Газпром» не оставляет битву за европейский газовый рынок, он традиционен, мы более 50 лет туда газ поставляем.

Думаю, США на том и играют, чтобы Россия проявила эмоциональную реакцию и запретила продавать газ в Европу. Тогда мы проиграем битву за этот рынок американцам. Думаю, это неправильно.

С удобрениями в ЕС, видимо, также не все просто. ООН уже не раз заявляла о необходимости разблокировки российских удобрений в европейских портах, тем более что сельскохозяйственный сезон в той же Европе фактически на носу, а немецкие фермеры еще весной прошлого года начали бить тревогу и по поводу топлива, и по поводу удобрений.

«Недружественные государства начали понимать, что нельзя отказываться от минеральных удобрений, в том числе российских, это плохо кончится», – заявила в недавнем интервью РИА Новости вице-премьер РФ Виктория Абрамченко.

По ее словам, уже наметились определенные изменения в официальной позиции недружественных стран по вопросу возобновления торговли. При этом не секрет, что для производства некоторых из них также необходим газ.

«Европейцы подумывают, чтобы отказаться от российского газа, наложить эмбарго и прочее, а удобрения – это и есть своего рода материализованный газ. Чуть ли не 70% себестоимости производства азотных удобрений приходится на газ», – сообщил радио Sputnik доктор экономических наук, директор Высшей школы финансов РЭУ им. Г.В. Плеханова Константин Ордов.

В Европе этого не могут не понимать, поэтому еще в декабре прошлого года Германия и другие страны ЕС заговорили об ослаблении санкций в отношении предприятий, которые связаны с удобрениями.

Д.э.н. Леонид Холод считает, что прекратить поставки удобрений в Европу можно, так как «мы хозяева товара», пока он не продан.

– Не знаю точную зависимость Германии, но, по данным за позапрошлый год, около 40% минеральных удобрений европейцы получали из России. Это и калийные, и азотные, и фосфорные удобрения.

В Европе доля поставок российских удобрений больше, чем в целом по миру, а в мире РФ самый крупный экспортер удобрений в ассортименте.

«СП»: – К чему может привести запрет на поставки?

– Германия должна будет компенсировать объемы в других местах, а это смена поставщиков, логистики и сейчас время, когда удобрения как раз надо покупать под весенние работы, хотя бы контрактоваться. Какие-то проблемы будут. Это если не поставлять в саму Германию.

Если на мировой рынок поставки будут примерно такими же как были, то Германия будет их просто у кого-то перекупать. Но для Германии это будет означать локальные временные поставки, которые могут привести к их недопокупке или повышению стоимости.

Дефицит на мировом рынке устроить сложно, но если РФ уйдет с мирового рынка, то тогда будет повышение цены, в отдельных странах будет сыто и дефицита не будет. В Европе люди достаточно обеспеченные и могут проглотить повышение стоимости хлеба на несколько центов, а отдельные страны будут недоедать.

Так что реализация предложения главы Крыма может негативно отразиться на германском АПК.