«Внучку тоже научу торговать!»: как прошла очередная облава на калининградских уличных продавцов

В Калининграде 14 февраля полиция и представители мэрии снова выписывали штрафы уличным торговцам. Корреспондент «Клопс» присоединился к этому рейду.

«Внучку тоже научу торговать!»: как прошла очередная облава на калининградских уличных продавцов
© Клопс.Ru

Сначала мы отправились на Московский проспект, 116. Здесь, на пятачке у перекрёстка с Грига, продают всякую всячину — от искусственных цветов до свежей рыбы. Как только журналисты с камерами вышли из машины, торговцы почувствовали неладное, возмущённо переговаривались, показывая на нас, а потом и вовсе попытались разбежаться. Нам удалось перехватить некоторых.

Больной сын и четыре брата

Двое смуглых мужчин и не думали ретироваться, решив гордо встретить незваных гостей. На вопрос, почему торгуют у дороги, а не на рынке, один из продавцов отрезал: «А вы думаете, что там всё так просто? Пошёл и встал? Поэтому я тут уже лет 10 стою».

Второй оказался более разговорчивым: «Какой рынок? На рынке всё давно уже занято. У меня четыре брата, их надо кормить, и свою семью надо кормить. Гоните меня отсюда, как будто я наркотики продаю. А у меня тут всё своё, домашнее! Чем я вам жить мешаю?»

Мужчина признался, что торгует здесь от безысходности: «У меня четыре ребёнка, один в больнице лежит, вот-вот умрёт. Зарплаты все мизерные, что мне ещё остается делать? Мне нужно сына лечить, семью кормить».

Оба продают фрукты и овощи прямо у дороги, цены на товар такие же, как на рынке.

«Хочу открыть свою цветочную палатку»

Стоящая рядом пожилая женщина предлагает прохожим искусственные цветы. Её работодатель — тот самый отец больного мальчика, недавний наш собеседник. Трудовой договор они, конечно, не заключали, да и другие документы продавщица показать полицейским не смогла.

«Я приехала в Калининград в прошлом году. Сразу пошла на рынок центральный, там девочки знакомые торговали, они сказали мне, что мест нет. Живу я рядом, поэтому тут и встала. Вообще, хочу открыть здесь свою цветочную палатку», — рассказывает женщина.

Она объясняет, что раньше работала на мясном заводе и в «Атлантике», но зарплата её не устраивает: «Вот дали тебе 15 000, и что с ними делать? Коммуналку оплатила, продукты купила — и всё, ничего не осталось. Вот я и стою тут».

После того как торговцам велели убрать товар, те принялись грузить рыбу, овощи, фрукты и цветы в насквозь прогнивший «микрик» без номеров. По вечерам, рассказывают местные, запах протухшей рыбы разносится по всей улице.

«Гоняйте сколько хотите, никуда не уйду»

Мы поехали дальше, на Московский, 244, где нас с распростёртыми объятиями встретила местная звезда Олеся. Полиция и мэрия гоняют её уже не первый год.

На вид Олесе лет 40, она стоит на уличном рынке в толстовке и спортивных штанах, несмотря на холод, и тут же разражается монологом:

«Я уже шестой год продаю овощи и рыбу. Оформлена как самозанятая. У нас всё чистенько, штрафы все я плачу. Люди в нас нуждаются, а вы нам запрещаете продавать! Я даже бабушкам в районе рыбу эту бесплатно на дом приношу, чтоб они с больными ногами не ходили. За меня тут народ горой встанет. Гоняйте сколько хотите, никуда отсюда не уйду!»

У женщины двое детей — одному два годика, другому — 24. Олеся признаётся, что скоро станет бабушкой. «Внучку потом свою тоже научу торговать!» — с гордостью говорит она.

Раньше Олеся работала на Центральном рынке: по её словам, за аренду платила 70 тысяч. Думала палатку снять, но поняла, что не потянет. Сейчас доход Олеси в среднем 60 тысяч в месяц. 400 рублей она платит пенсионеру, который каждый вечер увозит товар и привозит утром. Рыбу он везёт в хладокомбинат, а ящики забирает домой, чтобы помыть. Олеся жалуется на своих соседей-торгашей, которые солят рыбу прямо в грязной машине и там же хранят.

Что говорят в мэрии и полиции

В 2022 год на калининградских уличных торговцев составили 771 протокол, выписав штрафов почти на 3 млн рублей. В 2023 оформили уже 100 протоколов.

«Таких точек по городу много. Люди часто на них жалуются, потому что они мешают движению по тротуарам. Совместные рейды с полицией у нас происходят еженедельно, сотрудники нашего комитета выходят на такие точки ежедневно. Я бы не сказала, что торговцев становится меньше. Пенсионеры или другие сознательные граждане в основном продажу прекращают, а те, кто много лет уже стоят, так и продолжают. Все друг друга давно знают, они добровольно нам предоставляют документы, мы оформляем, и на этом всё заканчивается», — комментирует начальник городского отдела контроля в сфере благоустройства Ирина Коровина.

Как сообщили в полиции, по итогам рейда выписали три протокола о незаконной торговле, ещё 8 оформила администрация. «У нас протоколы разные: они выписывают за то, что там нельзя торговать, а мы — за то, что продавец не оформлен официально», — объяснила женщина в форме.

«Клопс» рассказывал про хозяйку овощной палатки на Северном вокзале. Людмила не собиралась сворачивать торговлю, несмотря на ультиматум властей.