Heineken продолжает искать покупателя на свой российский бизнес
Пивной гигант Heineken планирует уже в этом полугодии, наконец, продать бизнес в России. Нидерландский концерн заявил об уходе в прошлом марте, а покупателя ищет с августа. Heineken заявил, что «прилагает все усилия, чтобы передать российский бизнес жизнеспособному покупателю», но столкнулся со «сложной и постоянно меняющейся нормативно-правовой средой» в России. Активы российского подразделения уже обесценились на 88 млн евро, а на момент продажи сумма убытков увеличится до 300 млн, следует из сообщения компании. В России концерну принадлежит семь пивоварен, которые выпускают под брендами Heineken, Zlaty Bazant, Guinness, а также российские «Охота», «Три медведя», «Степан Разин». Комментирует автор блога «Пивная бутылка», координатор ассоциации крафтовых пивоварен «Крафт-Депо» Александр Иджон:
— Думаю, что большинство, конечно, скажет, что пиво-то у них невкусное, а они почему-то пивгигант. Куда-то они такой объем девают, который производят, правильно? Так что есть потребитель этого пива, и сколько бы там ни говорили про вкус или тем более качество, это не так. Но вообще речь идет не только о Heineken, а то же самое заявил и Carlsberg в свое время, точно также до сих пор сделку не закрыл. Я не знаю, какое они там вкладывали понятие в правовое регулирование, что им мешает, как видим, ни один из пивгигантов пока не смог. Я не думаю, что там что-то изменится. Заводы те же, все то же самое. Ассортиментный ряд может измениться, какая-то политика внутренняя поменяться, но я не думаю, что кто-то будет покупать сеть этих заводов для того, чтобы начать что-то там кардинально менять. Это работающий успешный бизнес, и как будет закрыта сделка, мы тоже не знаем. Останутся ли бренды эти, но я не думаю, что они заберут с собой эти бренды. Человек, покупая пиво, в первую очередь покупает эмоции. Я думаю, что большинство марок, которые производятся, настолько похожи, что в слепой дегустации обычный человек не отличит условный Heineken от условного Bud. Но он покупает бренд и эмоциональную какую-то часть покупает.
— Выходит, что уже год ищут покупателя? До сих пор, во всяком случае, не заявлялось публично, что есть потенциальный покупатель. А вообще есть желающие на рынке?
— Можно сказать, что его нет, потому что рынок поделен большей частью вот этими тремя большими корпорациями, и продать кому-то, четвертой корпорации? В принципе, наверное, можно какой-нибудь Asahi, например, которая у нас на рынке не представлена как отдельный игрок, но это раньше. А сейчас мы ищем среди тех, кто может купить в России, а пивоваренных структур, естественно, таких нет. Но есть всякие структуры, которые не связаны с пивом, но у которых есть деньги — банковские структуры. Возможно, они захотят это купить.
Своим заявлением Heineken отреагировала на материал нидерландского издания Follow The Money. Журналисты обвинили компанию в том, что она не только продолжила работу в России, несмотря на обещание, но и запустила новые продукты. Так, в прошлом году на прилавках появились напитки-конкуренты продукции Coca-Сola: Royal Cola и Tony Lemony Orange.