Зерновая сделка: 60 дней, которые ничего не решат

В ООН сообщили, что эта всемирная организация оповещена о готовности российской стороны пойти на продление зерновой сделки. Соглашения, достигнутые в Стамбуле летом 2022 года, оказали положительное влияние на глобальную продовольственную безопасность. Представитель генерального секретаря организации Стефан Дюжаррик заявлял, что сделка способствует снижению цен на продовольствие в мире, поэтому ООН по-прежнему за реализацию зерновой инициативы. И Россия не против продления зерновой сделки, но только на 60 дней вместо 120, как было ранее.

Зерновая сделка: 60 дней, которые ничего не решат
© Свободная пресса

Нам важно то, насколько эффективно выполняется часть соглашения по экспорту российской сельхозпродукции. Москва при решении о новом продлении черноморской зерновой инициативы по окончании срока ее действия, 18 марта будет опираться на это, заявил замглавы МИД РФ Сергей Вершинин по завершении консультаций с представителями ООН в Женеве. На его слова ссылается ТАСС. Страны Запада откровенно саботируют зерновую сделку. Спустя восемь месяцев после ее заключения выполняется только одна часть пакета – по вывозу украинского продовольствия.

Вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов считает, что помимо всего прочего, зерновая сделка предусматривала с нашей стороны снятие ограничений по проводкам оплат за удобрение и продовольствие:

– Также предполагалось, что если будут снято ограничение на проход судов к одесскому порту, это приведет к разблокировке этого направления, но возникли сложности и задуманное в полной мере не реализуется. Есть такое подозрение, что продление сделки только на 60 дней сделано для того, чтобы проверить: насколько все это вообще будет работать? Основным выгодополучателем на данном этапе является Реджеп Эрдоган. Принято решение за пару месяцев посмотреть, насколько можно будет реализовать двустороннюю систему. Пока что взаимная выгода работает весьма условно.

«СП»: Не случайно представитель нашего МИД Мария Захарова сказала, что зерновая сделка должна пойти «по двум трекам», и тогда прогноз на ее продление оптимистический, но если она пойдет только по одному, без участия Москвы, тогда прогноз пессимистичный.

– Поэтому если сделка будет заключена, то на апрель. Нужно учитывать посевную, это тоже важный фактор с точки зрения ценообразования. Все прекрасно понимают, что, если сделка будет сорвана, это ударит по фьючерсам. Из них основные – пшеница, кукуруза и связанный с ними рис. Сейчас происходит попытка подвесить вопрос до принятия стратегического решения.

«СП»: Нет ли в происходящем аналогии с ограничением цены на нашу нефть? Ведь по нефти Запад старается сделать так, чтобы и рынок не обрушился, и Россия ничего не заработала. В Стамбуле в прошлом году были заключены пакетные договоренности из двух взаимоувязанных частей: черноморской инициативы по вывозу украинского продовольствия и сырья для удобрений, включая аммиак, и меморандума Россия – ООН по нормализации отечественного сельхоз-экспорта. Вторая часть, меморандума не выполняется и скорее всего выполнятся не будет.

– Если бы Запад хотел запретить торговлю нашей нефтью, то просто бы запретил. Такая задача у них не стоит. Для США внутренние проблемы гораздо важнее, чем все внешние, даже помноженные на сто пятьдесят!

Что касается зерновой сделки, здесь важным фактором является стоимость зерна, продовольствия и доступность удобрений. Если будут ограничения по удобрениям, то подскочит их стоимость, что уже произошло. А чем дороже удобрения, тем дороже продовольствие. Ведь чем меньше почву удобрять, тем меньше урожайность, меньше производится продовольствия. А чем меньше продовольствия, тем оно дороже стоит.

С этой точки зрения проблема с течением времени только увеличивается. В отличие от нефти, продовольствие слабо зависит от конъюнктуры рынка. Можно «засушить» экономику и, как следствие, потреблять меньше нефти. Но это невозможно сделать, потребляя меньше хлеба. Потребление продовольствие является постоянным фактором.

«СП»: Понятно, что если где-то возникнут проблемы с продовольствием, то начнется сокращение рациона питания людей, что привлечет к повышению заболеваемости и росту смертности. ООН по идее должна оптимизировать ситуацию в целом. По крайней мере стараться…

– Но медицина, например, находится вне каких-либо санкций, тем не менее, она от них все-таки страдает. В тех же самых Сирии или Иране нет никаких ограничений на поставку им продовольствия и медикаментов. Но есть разные варианты ограничений. Помимо прочего, компании-поставщики просто не хотят связываться с этой санкционной системой, понимая, что токсичной является сама проводка финансовых средств.

Поэтому финансовая составляющая – основная проблема, из-за которой происходят все осложнения, связанные с продовольствием в будущем. Именно она является очень важным ограничительным фактором. Если будет создана параллельная независимая страховая система и оплата начнет производиться, предположим, в китайских юанях, а не в долларах США или в евро, то никаких проблем с продажей продовольствия не возникнет.

Основные риски сосредоточены не в ограничениях продажи продовольствия как такового, а в смежных секторах. Это санкции, касающиеся финансового сектора и ограничения в страховке. Ведь если перевозки продовольственных грузов боятся страховать, то сложно просто привезти такой груз. И в ближайшие лет шестьдесят в этой сфере ничего не изменится…

Ну а сейчас завершили очередной раунд консультаций российской межведомственной делегации с представителями ООН во главе с генсеком Конференции по торговле и развитию Ребекой Гринспен и главой Управления по координации гуманитарных вопросов Мартином Гриффитсом. В центре обсуждения – ход реализации зерновой сделки. В Женеве, как водится у дипломатов, прошел «подробный и откровенный разговор».

Консультации вновь подтвердили, что, если коммерческий вывоз украинской продукции происходит устойчивыми темпами, принося немалую прибыль Киеву, то на пути российских сельхозэкспортеров по-прежнему сохраняются барьеры. Заявленные Вашингтоном, Брюсселем и Лондоном санкционные преференции для продовольствия и удобрений на деле не работают.

Экономист Василий Колташов уверен, что продовольственная сделка, заключенная летом прошлого года в Стамбуле, с подписанием меморандума о содействии поставкам российской сельхозпродукции и удобрений на мировые рынки – одна из самых непонятных договоренностей российской дипломатии:

– Было заранее ясно, что давление на российскую экономику, торговлю, экспорт не прекратится. Запад партнер гнилой. Мы что, будем ожидать, что он начнет нам делать поблажки в этой своей гибридной войне с нами? Нет, он будет делать поблажки бандеровскому государству, в том числе давая ему возможность запасаться топливом. Пусть это противоречит сделке, но все равно такое фиксировалось. Топливо шло через Одесский порт.

«СП»: Тогда неясно, почему эта сделка изначально заключалась?

– Все дело в повышении нашей репутации у беднейших стран. И в этом плане сделка какой-то эффект имела. Хотя большую часть нашего зерна в результате съели вовсе не бедные дети из африканских государств, а испанские свиньи. Но это уже произошло, и не нужно никому ничего доказывать. Этот факт лицемерия Запада подтвержден. Если ставилась задача показать, какой уровень цинизма присутствует у западных политиков, ну что же – это произошло.

«СП»: Большая часть зерна с Украины идёт по демпинговым ценам на фураж в Евросоюз, а не в беднейшие государства.

– Другое дело, что у сделки могли быть какие-то непубличные протоколы, которые могут касаться, например, блокады нашей Калининградской области, обеспечения или запрета нашего транзита. Прибалтийские страны ведут себя беззаконно, но их удалось заставить сохранять видимость приличия. Конечно, я не знаю, но предполагаю, что-то такое могло быть элементом соглашения…

В прошлом ноябре договор был продлен на 120 дней, срок его действия истекает 18 марта. Сейчас срок продления предполагается уже в два раза меньше. Если так пойдет дальше, то следующее продление заключат только на месяц.

По договоренности, автоматическое продление сделки возможно при отсутствии возражений какой-либо из сторон. Но возражения явно есть. Пока эффективно реализуется только украинская часть сделки, российский же сельскохозяйственный экспорт по-прежнему блокируют западные санкции.

Дальнейшая позиция России будет определяться в зависимости от реального – не на словах, а на деле – прогресса по нормализации российского сельхозэкспорта, включая банковские платежи, транспортную логистику, страховки, размораживание финансовой деятельности и поставки аммиака по трубопроводу Тольятти – Одесса. Раньше мы больше привыкли читать и слушать про нефте- и газопроводы из России на Запад по украинской территории, и вот теперь дело едко запахло нашатырем. Может быть, хоть это приведет в чувство наших оппонентов.