Дмитрий Лекух - о том, почему "Сила Сибири-2" встречает сопротивление

После переговоров России и КНР на самом высшем уровне, где слов на ветер по обыкновению не бросают, с недоумением можно констатировать сохраняющуюся преимущественно в социальных сетях нервозность вокруг газопровода "Сила Сибири-2". Хотя, казалось бы, профильные переговорщики уже согласовали практически все параметры проекта.

Дмитрий Лекух - о том, почему "Сила Сибири-2" встречает сопротивление
© Российская Газета

Стоит вспомнить, почему так, и для этого следует вернуться к истокам. В этом конкретном случае - к ресурсной базе проекта.

В случае первой "Силы Сибири" речь идет о расположенных в Восточной Сибири и безальтернативных с точки зрения логистики и рынков сбыта Чаяндинском нефтегазоконденсатном и Ковыктинском газоконденсатном месторождениях. Откуда газ, по-хорошему, если куда и экспортировать, так только в Китай. Ну или в дальневосточные порты для дальнейшего сжижения. Это возможно, и выглядит довольно красиво, но вряд ли разумно с чисто прагматической точки зрения. Особенно при наличии весьма серьезных запасов на шельфе Охотского моря. Да и на Сахалине объемов для потенциального сжижения вполне достаточно. К тому же, там к финалу подходят разбирательства с действовавшим до недавнего времени соглашением о разделе продукции. Так что тянуть туда по трубе газ за четыре тысячи верст по тайге и болотам - достаточно сомнительное удовольствие. Поэтому на объемы по первой "Силе Сибири" реальным претендентом был и остается Китай. Ничего личного, это просто географическая данность, и ничуть не более того.

С "Силой Сибири-2" в этом смысле совершенно другая история. И не понимать этого, на мой взгляд, предельно наивно.

Ресурсная база второго газопровода "Силы Сибири" - это месторождения уже не далекой Восточной, а вполне себе Западной Сибири. Если уж быть педантичным в формулировках - слишком хорошо всем нам знакомый и воспетый еще в советских песнях северный полуостров Ямал.

На его колоссальные и еще даже не до конца разведанные ресурсы и без КНР претендентов вполне хватает. В первую очередь, со стороны наших, так сказать, "традиционных партнеров" с западной оконечности великого евразийского континента. Которые вообще до недавнего времени были глубоко уверены, что ямальская ресурсная база - это для них и про них. Вне зависимости от агрегатного состояния и форм транспортировки.

И тут внезапно для них случился Китай. Да еще и с проектируемым объемом, на секундочку, в 50 млрд кубометров в год, что почти полностью соответствует объему, допустим, взорванного "Северного потока-2". А это уже не просто энергетический проект получается, но еще и геополитический разворот, зафиксированный в проекте, что называется "на земле".

С точки зрения сторонников "традиционных рынков", у которых стрелка внутреннего компаса всегда, и даже сейчас, показывает на Запад, это, конечно - "караул, грабят". Вот и встречает "Сила Сибири-2" вполне естественное и отчасти инерционное сопротивление, со стороны складывавшихся десятилетиями бизнес-цепочек. Наверное, в этом нет ничего такого, что противоречило бы человеческой природе.

Нужно отдать должное руководителям России и КНР, которые всю картину видели и понимали изначально, безо всяких иллюзий. Поэтому и относятся к происходящему настолько прагматично, хладнокровно и терпеливо, что официально взяли проект "Сила Сибири - 2" под личный контроль.