О плюсах и минусах аграрных рекордов
То есть будет достаточно хлеба - и все будет хорошо. Но в наши дни у этой поговорки появился новый смысл.
В 2022 году в России был собран рекордный урожай зерновых - 153,8 млн тонн, - который оказался на 26,6% больше по сравнению с урожаем 2021 года. Специалисты утверждают, что подобного сбора зерновых в стране не было никогда. И, как водится, количество перешло в качество. Создав новое качество проблемы. Перед аграриями встал вопрос: что делать с таким урожаем?
Дело в том, что самой России, чтобы прокормиться, нужно 80 млн тонн зерна. Куда девать остальное? Ответ вроде бы был очевиден: либо продавать, либо перерабатывать и потом продавать по более высоким ценам. «Рекордный урожай — это, без сомнения, победа наших аграриев. Важно, чтобы он конвертировался в доходы и стал «золотым», но с этим проблемы», - утверждает кандидат экономических наук Игорь Абакумов.
По мнению экспертов, переработать или экспортировать предстояло более 60 млн тонн. Но экспорту стали сильно мешать западные санкции, а перерабатывающих мощностей в стране, как выяснилось, недостаточно. Произошло затоваривание российского зернового рынка: попытки аграриев продать урожай побыстрее обрушивали внутренние цены. Если на мировых рынках пшеница торговалась по 350 долларов за тонну, в России производители продавали ее по 9 тысяч рублей, а кое-где в регионах тонну предлагали и за 6 тысяч.
Специалисты утверждают, что по такой цене зерно невыгодно не то что продавать, но даже убирать. «Для России очень важно осознать, что нам, несомненно, будут мешать экспортировать продовольствие и зерно. Цены, которые мы будем иметь в 2023 году, окажутся существенно ниже, чем прежние, - еще осенью предупреждал экономист Василий Колташов. - Поэтому возникает вопрос внутреннего потребления зерна».
За последние пять лет в структуре нашего экспорта продуктов переработки стало в полтора раза больше. Но этого сейчас недостаточно. Всякие загустители завозим из-за рубежа, а их можно произвести из нашего зерна. Впрочем, чтобы переработать то же зерно, нужно как минимум оборудование. А оно в большинстве своем импортировалось из недружественных стран.
Технику будет производить очень сложно, считает президент «Агрифуд Стретеджис» Альберт Давлеев. Свои компетенции есть. Но полностью разрушено производство станков для изготовления оборудования. Если с тракторами еще можно разобраться, то, например, подшипники для пищевого производства закупали за границей, не говоря о комплексных производственных линиях.
При попытках расширения масштабов переработки вдруг обнаружилось столько сложностей, что у чиновников из аграрного сектора, вероятно, от отчаяния возникла шальная идея поставлять зерно в Турцию, чтобы турки его перерабатывали и сами продавали. Однако при низких ценах на международном рынке продавать пришлось бы по дешевке, а вся маржа от переработки доставалась бы турецким компаниям. Какой в этом толк?
Но есть и другие варианты освоения такого большого урожая. Эксперты пришли к выводу, что один из методов - шире использовать зерно как фуражное. То есть наращивать производство, скажем, крупного рогатого скота. Вот что предлагает Василий Колташов: «Нужно использовать классическую схему откорма: животное содержится на воздухе и при этом благодаря нашему дешевому фуражному зерну нам удастся увеличить производство мяса крупного и мелкого рогатого скота и его поставки на экспорт». Так мы откроем новую позицию в сельхозэкспорте и создадим проблемы для конкурентов, животноводов ЕС, а может быть, и США.
Однако проблемы этим не исчерпываются. Дело в том, что в конечной стоимости зерна треть составляет стоимость перевозок. Экспорт российского АПК идет в основном через южные порты России, при этом больше 90% от общего объема перевалки - через Новороссийск. Ставки фрахта за перевозку грузов морем высокие плюс зерно из той же Сибири до Черного моря довезти недешево. А внутренние железнодорожные тарифы тоже растут.
При этом Транссиб и БАМ крайне загружены. Встает вопрос развития транспортной системы Сибири и Дальнего Востока. Нужны огромные вложения и дополнение имеющихся железнодорожных линий новыми. Ходят слухи, что власти готовят предложения по улучшению ситуации с дорогами…
Короче, «совсем неожиданно» в результате рекордного урожая зерновых обнаружился целый букет проблем. Он потянул за собой, как на цепи, много всего, что требует оптимизации и модернизации в российской экономике и на что прежде не обращали внимания. Возможно, в этом сегодня новый смысл фразы «хлеб - всему голова»?
Р.S. Когда верстался номер, стало известно, что правительство приняло решение о выделении 10 млрд рублей на поддержку аграрного сектора. Будем надеяться, что это поможет разобраться и в семантике, и в экономике…
Григорий Алексеев
Фото: ADOBE STOCK