Андрей Мельниченко хочет стать бенефициаром «Еврохима» и СУЭК

Семья миллиардера Андрея Мельниченко попросила регуляторы ЕС вернуть предпринимателя в число бенефициаров траста, который управляет компаниями СУЭК и «Еврохим». Об этом сам бизнесмен рассказал в интервью Forbes. СУЭК — один из ведущих в мире производителей угля. «Еврохим» — один из лидеров по минеральным удобрениям.

Андрей Мельниченко хочет стать бенефициаром «Еврохима» и СУЭК
© BFM.RU

9 марта прошлого года Мельниченко попал под санкции Евросоюза. Сразу после этого стало известно, что он решил выйти из числа бенефициаров Firstline Trust, который контролирует «Еврохим» и СУЭК, напоминают СМИ. Спустя несколько месяцев вместо бизнесмена основным бенефициаром этого траста стала его жена Александра Мельниченко. После этого ЕС ввел санкции и против нее. Семья Мельниченко оспаривает эти ограничения. Начальник аналитического отдела компании «Риком-траст», член Ассоциации владельцев облигаций Олег Абелев — о том, зачем это нужно бизнесмену:

— Я так понимаю, что надежда на то, что, согласно определенным условиям законодательства, есть определенные требования к тому, что, будучи в составе бенефициаров Firstline Trust, Мельниченко предполагает таким образом сохранить неформальный, но фактический контроль над «Еврохимом» и СУЭКом. Вот я думаю, что с этим связано, не с тем, что зерновая сделка или что-то другое, мне кажется, это несвязанные вещи. Я, конечно, не претендую на истину в последней инстанции, но думаю, что это не связано.

— Все-таки разрешат вернуться?

— Сказать сложно, потому что трастовые отношения регулируются британским законодательством. С точки зрения политико-идеологической платформы, наверное, нет, с точки зрения правовой — вполне возможно, что да, если есть такие возможности. Неспроста же и супруга его, и он сам подали протесты и оспаривают эти санкции, давно этим занимаются, по-моему, с мая прошлого года.

Адвокат, управляющий партнер NSP Александр Некторов считает, что в ЕС вряд ли легко согласятся на возвращение Мельниченко в траст:

Александр Некторов адвокат, управляющий партнер NSP «В целом, на мой взгляд, получение лицензии на смену бенефициаров в Trust, кажется, очень непростая задача, потому что регулятор будет изучать, возникает ли у заблокированного лица экономическая выгода, и при ближайшем рассмотрении эта экономическая выгода возникает. В связи с этим сомнительно, что это будет легкая задача по получению этой лицензии, это первое. Второе: в целом я бы рассмотрел возможность редомициляции (одна из форм реорганизации юридического лица, при которой меняется юрисдикция и юридический адрес компании. — BFM) иностранных субхолдингов, которые владеют акциями, например, «Еврохима» или СУЭКа, или других компаний в России в соответствии с законом 290-ФЗ о международных компаниях и международных фондах. Потому что очевидно, что реализация корпоративных прав со стороны заблокированного лица в Европейском союзе будет затруднена, и даже не только в Европейском союзе, а в целом за рубежом будет затруднена. И поэтому, возможно, редомициляция — это один из путей преодоления вот этих вот сложностей в реализации корпоративных прав».

В ЕС заявляли, что санкции в отношении России не затрагивают торговлю сельскохозяйственной продукцией, удобрениями и продовольствием. То есть в том числе экспорт «Еврохима». Однако представители Мельниченко утверждают, что экспорт удобрений из России в прошлом году все равно уменьшился на 15% из-за персональных санкций против российских бизнесменов. В прошлом августе в Евросоюзе начал действовать полный запрет на импорт российского угля. В этом апреле Мельниченко впервые стал лидером российского списка Forbes с состоянием в более чем 25 млрд долларов. Аналитики отмечают, что это произошло в основном за счет увеличения стоимости «Еврохима». Сектор производства минеральных удобрений в России за последний год показывал значительный рост.