Кошки-мышки: санкции против России сменятся санкциями «за» Россию. Комментарий Семена Новопрудского

В конце прошлой недели Евросоюз признал, что достиг предела в новых санкциях по отношению к России. Проблема в том, что не под санкциями остались лишь те отрасли российской экономики, которые критически важны хотя бы для одной страны ЕС. Поэтому если Евросоюз захочет ввести подобные санкции, та страна сообщества, которая против них, просто использует право вето.

Кошки-мышки: санкции против России сменятся санкциями «за» Россию. Комментарий Семена Новопрудского
© BFM.RU

В самом Евросоюзе готовят 11-й пакет санкций, который вряд ли будет согласован раньше второй половины мая. Но в нем будут не секторальные, а персональные ограничительные меры, а также меры против попыток обойти уже действующие ограничения. То есть это санкции не столько против России, сколько «за» Россию. За то, что с ней продолжают экономическое сотрудничество в подсанкционных сферах.

На этом фоне стало известно, что власти США и некоторых других стран начали обсуждать возможность введения почти полного запрета на экспорт в Россию, сообщает Bloomberg. Представители «Большой семерки» обсуждают эту идею в преддверии майского саммита лидеров в Японии и намерены привлечь к ее реализации и страны Евросоюза.

Такой подход, по сути, полностью переворачивает логику санкционного режима. Сейчас в Россию разрешено поставлять все товары, за исключением запрещенных. А если «Большой семерке» удалось бы ввести запрет на экспорт в Россию (спойлер: вероятность такого варианта ничтожно мала), к нам нельзя будет ввозить оттуда никакие товары, кроме разрешенных.

Тем не менее ЕС и Япония уже выступили против предложения США запретить весь экспорт в Россию. По мнению представителей этих стран, такие меры технически невозможны. С этим трудно не согласиться. Почти год действия в России системы параллельного импорта, а также очевидная возможность активно торговать даже с недружественными государствами через дружественные делают попытки силой полностью запретить экспорт каких-либо товаров из России или импорт в Россию бесперспективными.

В такой ситуации санкционная война становится долгосрочной игрой в «кошки-мышки». Условный коллективный Запад в лучшем случае может с разной степенью активности и удачи ловить по всему миру те страны или компании, которые помогают России обходить санкции. И параллельно продолжать процесс ухода своих бизнесов из России. Кроме того, никто и ничто не мешает вводить персональные санкции против конкретных российских граждан. Или давить на банки и компании разных стран, чтобы те отказывались работать с обладателями российского паспорта.

При этом, как было очевидно с самого начала, попытки с помощью экономических мер добиться окончания СВО или исключения России из мировой экономики оказались неудачными и во многом напрасными.

Это не значит, что Россия и россияне не почувствовали и не почувствуют в дальнейшем последствия ограничительных мер. Просто постепенное и даже существенное ослабление экономического потенциала конкретного государства в современном мире не означает автоматического прекращения боевых действий. Когда любые государства начинают боевые действия, они в последнюю очередь заботятся об экономических последствиях или об уровне жизни своего населения.

При этом важно понимать, что если со временем санкции против России будут трансформироваться в самозапреты других государств на торговлю с Россией, такие ограничительные меры можно снять гораздо быстрее и легче. Потому что в таком случае страны Запада будут снимать санкции не с России, а с себя. Просто возобновят торговлю тем, чем было запрещено торговать. Поэтому прогнозы об «окончательном» экономическом разводе России с Западом или о том, что этот развод продлится долгие десятилетия, запросто могут оказаться неправдой.

Россия и Запад уже доказали, что вполне способны экономически прожить друг без друга. Но жить и как-то уживаться в одном общем взаимозависимом мире внутри одного человечества им все равно придется. А вот исключить любую крупную страну из мировой экономики и торговли никакими внешними санкциями космического масштаба в современном мире невозможно.