Пять уязвимостей российского финансового сектора: чего боится ЦБ

Что это за риски и насколько они серьёзны, рассказали эксперты.

Пять уязвимостей российского финансового сектора: чего боится ЦБ
© Сравни.ру

Банк России назвал пять главных уязвимостей финансового сектора России в ежеквартальном обзоре финансовой стабильности (pdf). ЦБ беспокоят риски роста процентных ставок при увеличении госдолга, дисбаланс на рынке жилья и ипотеки, рост долговой нагрузки россиян, рост сбережений населения за рубежом и ограничение доступа государства к расчётам в долларах и евро.

Ограничение доступа к платёжной инфраструктуре в «токсичных» валютах

Экспортёры и импортёры переходят на валюты дружественных стран, однако этот переход происходит неравномерно. Возникают дисбалансы на валютном рынке, в результате возникает дефицит валют, как было с юанем в декабре 2022 года и с евро в марте 2023 года. Усугубляют ситуацию расширение санкций и постоянное ухудшение корреспондентских связей в валютах недружественных стран.

Ситуация на валютном рынке — самый серьёзный вызов для финансового сектора, рассказал Forbes экономист Bloomberg Economics Александр Исаков. «Сворачивание корреспондентских счетов в долларах и евро делает более уязвимой внешнюю торговлю России», — говорит он.

Рост сбережений граждан за рубежом

Россияне активно переводили деньги на счета в иностранных банках и брокерских компаниях. По мнению экспертов ЦБ, это делалось для того, чтобы использовать эти средства в том числе в заграничных поездках. Однако эта уязвимость имеет ограниченный характер, поскольку большинство россиян предпочитает вкладывать деньги в рублёвые вклады.

Интенсивность оттока средств граждан в иностранные банки и финансовые институты будет замедляться, считает экономист «Ренессанс Капитала» по России и СНГ Софья Донец.

Закредитованность населения

В прошлом году банки стали чаще выдавать кредиты заёмщикам с высоким показателем долговой нагрузки (ПДН) — 80% и более. Таким клиентам было выдано 36% всех кредитов, это рекорд на российском рынке. Банки пытались оформить как можно больше займов до того, как ЦБ введёт лимиты на кредиты низкого качества на уровне 25%. В третьем квартале 2023 года лимит ужесточат до 20%.

В потребительском кредитовании зачастую каждый новый заём идёт на погашение предыдущего, таким образом, долговая нагрузка населения растёт, говорит независимый экономист Андрей Бархота. По его мнению, ЦБ выбрал неверное решение проблемы: запреты обычно приводят к расцвету альтернативных форм кредитования, которые могут оказаться за пределами ведения ЦБ.

Ситуация на ипотечном рынке

Программы ипотеки «от застройщика» с низким первоначальным взносом и по низкой ставке разогнали цены на новостройки — теперь они дороже квартир на вторичном рынке на 40%, отмечает ЦБ. При этом закредитованных заёмщиков с долговой нагрузкой выше 80% здесь 42%. В 2023 году регулятор обязал банки формировать дополнительные резервы на случай, если заёмщики перестанут платить по таким кредитам. В итоге доля дешёвых ипотечных программ стала снижаться.

Андрей Бархота считает, что Банк России «несколько перегибает палку» с «крестовым походом на ипотеку». По его словам, стройка остаётся драйвером экономики в сложных условиях, и излишне ограничивать её не стоит. Софья Донец указывает, что проблема на рынке жилья — один из самых существенных рисков, и ЦБ вместе с правительством и госкорпорациями должны снижать его.

Риск изменения процентных ставок

ЦБ беспокоит риск изменения процентных ставок в экономике на фоне увеличения вложений банков в государственные ценные бумаги. Банки становятся более зависимы от процентных ставок в экономике и не формируют подушки безопасности, а увлечены развитием кредитных портфелей.

Регулятор приводит в пример кризис в США и призывает поддерживать сбалансированность активов, корректно рассчитывать процентный риск и риск ликвидности.

Публикация этих опасений может быть предвестником дальнейшего закручивания гаек, ужесточения регулирования в перечисленных сферах, считает Андрей Бархота.