Российский AliExpress: начало конца
Почти треть селлеров перестала работать с российским AliExpress, приняв решение уйти с площадки. В то же время конкуренты маркетплейса демонстрируют стремительный рост. Число продавцов на «Сбермегамаркете» выросло на 120%, на Ozon — более чем на 90%, «Яндекс Маркете» — на 89%, а Wildberries — на 36%.
Участники рынка недоумевают, почему компания так серьезно начала терять позиции, и предполагают, что это связано с логистическими проблемами. Комментирует владелец пункта выдачи заказов Wildberries Ксения:
«Мы хотели с ними работать, но по России AliExpress работает с логистической службой Cainiao. Мы вели с ними переговоры, переписку, они открыли нам личный кабинет, чтобы мы выдавали их товары, но на этом все закончилось. Не знаю, почему они не продвинули этот вопрос дальше. Трудно сказать, почему там стало мало селлеров. В корневом AliExpress плохие карточки товара, «гоблинский» перевод текста, очень трудно связаться с продавцом. В самом интернет-магазине царит хаос, может быть, с этим связано. Возможно, они уходят потому, что не отлажена система доставки, ее сроки. AliExpress славился тем, что срок доставки — от месяца, а товары вернуть нельзя. Если нет пунктов выдачи, вернуть их проблематично».
Известно, что за прошлый год IT-гигант VK, который вместе с Alibaba Group, USM International и Российским фондом прямых инвестиций является владельцем маркетплейса, списал почти 10 млрд рублей из-за обесценения доли в «AliExpress Россия» с учетом «значительной экономической неопределенности» на рынке e-commerce. О проблемах онлайн-площадки рассуждает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин:
Эльдар Муртазин ведущий аналитик Mobile Research Group «Основная проблема AliExpress заключается в том, что начиная с пандемии в проект перестали инвестировать деньги. На этом фоне росли другие проекты: маркетинг, реклама, продвижение. Сейчас же AliExpress сильно растерял свою базу как поставщиков, продавцов, так и покупателей. Исходя из этого, сокращаются инвестиции в IT-инфраструктуру, это в том числе предложения, способы доставки и прочее. AliExpress не будет вкладываться, и вряд ли они смогут вернуть себе утерянные позиции. Поэтому история конечна. Я думаю, что они все потеряют. Фактически мы говорим о том, что AliExpress, скорее всего, в обозримом будущем уйдет с рынка в том или ином виде».
По мнению экспертов, одна из причин, по которой AliExpress полноценно не конкурирует с другими площадками за селлеров, — это страх перед западными санкциями. Какое ждет будущее площадку при таких пассивных действиях? Комментирует партнер компании Cross Insights Борис Овчинников:
Борис Овчинников партнер компании Cross Insights «Все-таки изначально AliExpress — маркетплейс кроссбордерный, куда российские покупатели приходили за товарами из Китая. Или потому, что они дешевле. Или потому, что им нужно что-то редкое, что вообще отсутствует в России. AliExpress в благополучные времена инвестировал много денег в привлечение на площадку и российских селлеров, но в 2022 году, когда оценки потенциала российского рынка изменились, готовность инвестировать в российский рынок изменилась в негативную сторону, от прежних планов конкурировать с Wildberries и Ozon AliExpress отказался. Я предполагаю, что в какой-то момент AliExpress закроет направление продаж российских селлеров, оставит для России только кроссбордерную модель, как это было изначально. Как крупнейшая кроссбордерная площадка, у AliExpress нет никаких причин уходить из России».
Попытки маркетплейса выйти на российский рынок обернулись дополнительными расходами и отразились на ценах товаров, а после начала спецоперации и перспективы дальнейшего развития площадки в России представляются призрачными. Однако, возможно, с закрытием проекта российского AliExpress сервис сможет сконцентрироваться на улучшении логистики доставки товаров из Китая, а цены вновь снизятся. Пусть и заплатить за это придется увеличенным временем доставки.