Триптих Фрэнсиса Бэкона выйдет на IPO в середине июля
Акции картины «Три этюда к портрету Джорджа Дайера» британского художника Фрэнсиса Бэкона будут размещены на бирже Artex — новой торговой платформе в Лихтенштейне, которая, по словам организаторов, стремится стать эквивалентом фондового рынка искусства.
По данным Artex, эмитент намерен первоначально разместить 385 тысяч акций. На биржу композиция поступит по цене примерно 55 млн долларов. Начальная номинальная стоимость ее акции составит 100 долларов. Организаторы утверждают, что проект будет работать по тем же принципам, что и традиционный фондовый рынок: банки продают картину своим клиентам, затем появляется вторичный рынок с ценами в реальном времени и брокерами, готовыми купить или продать.
Инвестор, директор аукционного дома ArtSale.info Константин Бабулин сомневается, что покупатели смогут получать доход с этих акций:
Константин Бабулин инвестор, директор аукционного дома ArtSale.info «Особых прибылей, кроме модного увлечения, сейчас нет, потому что есть конкретный предмет, который действительно стоит денег. Какая разница подо что — под завод, который стоит денег, или что-то в этом духе — выпускать ценные бумаги, а потом как-то ими спекулировать? Есть маленькая разница. Когда покупаешь ценные бумаги какого-то предприятия, ты в том числе получаешь дивиденды, то есть предприятие работает, приносит прибыль, соответственно, акции стоят каких-то денег, на которых можно в том числе спекулировать. Понятно, что картина Бэкона стоит денег. Здесь первый вопрос: кто ее оценил и почему именно под эту сумму выпускается какое-то количество акций? Сразу понятно, что дивидендов от этих акций не будет, будут только спекуляции. Тоже неплохо. Тем не менее в какой-то момент нужно подтвердить слова делом, то есть эту картину через год, два или десять все-таки продать, чтобы люди, купившие акции, получили деньги за эту картину, а не только жили на спекуляции. Есть еще один важный мотив устроителей этого мероприятия — попытка внедрить какую-то ценностную категорию в широкие массы, не коллекционирование одним человеком. Поэтому если небогатые люди купят по рублю, это уже будет больше, чем два-три человека, способные платить миллионы долларов. Смысл для устроителей есть, а для тех, кто будет этим пользоваться... Дай бог, чтобы через десять лет, когда это продастся, была реально подтверждена их стоимость. А до этого времени — спекуляция. Как смогут пользоваться спекуляциями широкие массы — тоже вопрос, чаще всего они проигрывают. Тем не менее процесс любопытный, посмотреть будет интересно».
Эксперты отмечают, что это хорошее предложение для хеджирования инфляции. При этом оно появляется в то время, когда цены произведений искусства на аукционе больше не растут на фоне сохраняющихся опасений рецессии. Но непонятно, кто будет заниматься продвижением картины, отмечает галерист, арт-консультант Елена Куприна-Ляхович:
Елена Куприна-Ляхович галерист, арт-консультант «Это примета нашего нового времени, это эксперимент, поскольку это первый раз. Что касается выгодности или невыгодности вложения в такие акции, в любом случае это известное произведение искусства, со временем рост его цены покроет инфляцию. Чтобы случился еще какой-то рост, кроме покрытия инфляции, нужно, чтобы с этой вещью кто-то работал. Основной вопрос: кто будет курировать жизнь этой вещи? Это будет делать компания, которая выпустила акции, кто-то из владельцев этих акций, они будут кого-то нанимать? Я понимаю, что, скорее всего, вопрос, где она хранится, будет решен, но встает вопрос ее жизни, потому что обычно, когда вещь размещена в музее, фонде или частном собрании, в собрании галереи, эта вещь имеет шанс на жизнь: ее показывают, о ней рассказывают, она участвует в проектах — есть люди, которые понимают, что такое жизнь произведения искусства. В данном случае не очень понимаю, кто будет заниматься ее биографией».
Торги акциями триптиха начнутся 21 июля. Биржа Artex планирует выставлять на продажу как минимум одно произведение известного автора в месяц.