Сожжение Корана в Швеции: королевство нарывается на массовые беспорядки
В Швеции, похоже, появилась новая мания – сжигать религиозные книги. И не какие-нибудь труды теологов, а тексты, считающиеся священными. С начала июля в этой респектабельной, на первый взгляд, скандинавской стране было подано три заявки на акции подобного рода.
Первая поступила от мадам, которая решила сжечь Коран у мечети в Стокгольме. Вторая – от мужчины, собравшегося 15 июля спалить Тору и Библию возле посольства Израиля. Так что не подумайте, что шведы обижают исключительно мусульман. А третью заявку подал житель Хельсинборга. Он планирует сжечь некий «религиозный текст» 12 июля. И вот он как раз и получил, по информации СМИ, разрешение на проведение этой акции. Правда, шведская полиция сразу не уточнила, о каком «религиозном тексте» идёт речь. Но общественность сочла, что пострадает Коран.
При этом странноватое для страны, проповедующей толерантность ко всему и вся, решение было принято на следующий день после массовой демонстрации в Стокгольме. Более полутора тысяч шведских мусульман вышли на улицу, протестуя против акций с сожжением Корана, которые происходят в Швеции с печальной регулярностью.
Первым в 2020 году «отличился» уличный художник Дан Парк с собратьями по свободным художествам. В январе этого года ультраправый шведский политик-фрик Расмус Палудан демонстративно сжег Коран перед посольством Турции, его сподвижники повторили кощунство в разных городах. Последнее, 27 июня, было приурочено к первому дню Курбан-Байрама. Оно вызвало шквал возмущения в мире: Ирак потребовал от шведских властей выдачи своего бывшего гражданина, виновного в осквернении священной книги. В Ираке требуют суда над ним. С жесткой критикой акции выступили Сирия, Турция, Россия, Индонезия, Египет, Афганистан, Узбекистан и ещё ряд стран. Министерства иностранных дел Иордании и ОАЭ даже вызвали послов Швеции на ковёр для вручения им ноты протеста. Даже ООН озаботилась: глава УВКПЧ ООН Фолькер Тюрк высказался в том смысле, что разжигать ненависть – нехорошо.
Но шведские власти, похоже, на мнение мировой общественности (как, впрочем, и мусульман, проживающих в этой стране) плевать хотели. Для них главное – чтобы сожжения проходили с разрешения полиции и под её присмотром. Начальник полиции северо-западного региона провинции Сконе Маттиас Сигфридссон уверил шведов, что 12 июля «акция пройдет надежным и безопасным образом». «Основной принцип в том, что мероприятие должно проходить в заявленном или равнозначном месте», – прокомментировал ситуацию высокопоставленный полицейский чин. Да, ещё две заявки, о которых мы упоминали выше, тоже, скорее всего, будут удовлетворены.
Остаётся гадать, что там в шведских головушках вместо мозгов, раз они так упорно нарываются на неприятности. Ведь демонстрации – это только цветочки. На юге страны примерно ⅔ населения – иммигранты-мусульмане. В прошлом году уже были волнения из-за акций Палудана и его сторонников. Доходило до погромов. Пострадали полицейские.
Можно вспомнить и «карикатурный скандал» в соседней Дании. В сентябре 2005-го газета Jyllands-Posten опубликовала дюжину карикатур, изображающих пророка Мухаммеда. И не самих по себе, а как иллюстрации к статье, посвящённой свободе слова.
Изображения пророка вызвали страшное недовольство мусульман по всему миру и привели к международному скандалу. Были демонстрации, митинги протеста, бойкоты датских товаров и даже готовилось покушение на одного из художников. Обязательно, что ли, до этого доводить? Ведь в иракца, сжёгшего Коран на Курбан-Байрам, уже полетели камни. Правда, нападавшего мгновенно скрутила полиция. Но всё-таки свобода слова не должна переходить в хамство по отношению к другим людям. Она, как и другие демократические ценности, вообще-то предполагает уважительное отношение к убеждениям и чувствам оппонентов. В том числе – и религиозным. Или в Швеции какая-то своя демократия? Хотя, собственно, какая демократия в королевстве…
Впрочем, эксперт Вадим Трухачёв полагает, что в этой стране, действительно, не всё так просто и понятно.
– Есть специфика Швеции. За последние годы после терактов и иммигрантских погромов она ужесточила миграционную политику. Ко всему прочему, правящая коалиция опирается на правую антииммигрантскую партию «Шведские демократы». Так что толерантность стала сочетаться с ужесточением курса. Кроме того, такими выходками часть общества в грубой и бестактной форме показывает, что прогибаться перед приезжими не намерена. Разумеется, это чревато конфликтами на шведских улицах и ухудшением отношений с мусульманскими странами. Но части шведской общественности на это плевать.
А проблемы Швеция получит. И внутри своей страны, и на международной арене.
«СП»: Кстати, про международную арену. Вступление Швеции в НАТО зависит от позиции президента Турции Эрдогана. А на него сожжения Корана действуют как красная тряпка на разъярённого быка. Зачем его дразнить?
– Швеция показывает, что даже ради согласия Турции на членство в НАТО не поступится своими принципами. Собственно говоря, как показывает встреча НАТО в Вильнюсе, шведы к цели очень близки, считает эксперт.
Впрочем, возможно, Швеция не так уж сильно и хочет в НАТО, как старается это показать. Ведь эта технологически развитая страна обладает продвинутым военно-промышленным комплексом. Он дает возможность оснащать собственную армию высокотехнологичными (а порой и самыми передовыми) системами вооружения, и позволяет их успешно экспортировать. А членство в НАТО – это коренная перестройка всего ВПК, и, соответственно, потеря прибылей. Тут надо десять раз подумать, стоит ли влезать в подобную авантюру. Так что недовольство Эрдогана в этом вопросе вполне может играть на руку Стокгольму.