"Зеленый колониализм" не прошел: ЕС не добился уступок от стран Латинской Америки
В Брюсселе завершился саммит ЕС и Сообщества стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Мероприятие было третьим по счету, но первым за последние восемь лет - в последний раз европейские и латиноамериканские лидеры собирались в таком формате в 2015 году. За эти восемь лет ЕС успел подписать со странами южноамериканского общего рынка (МЕРКОСУР) соглашение об ассоциации и свободной торговле, но ратифицирован документ не был и считался уже практически мертвым. Однако теперь он снова вернулся на повестку - вместе с внезапно вновь вспыхнувшим интересом Евросоюза к региону.
Прошедший саммит, по словам главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, знаменует собой "новое начало старой дружбы". Возобновить эту дружбу в Брюсселе, а также не в последнюю очередь в Берлине, решили еще в прошлом году - на фоне разрыва экономических связей с Россией и нарастающего обострения отношений с Китаем.
Глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель тогда заявил, что 2023 год должен стать "годом Латинской Америки в Европе и Европы в Латинской Америке". А уже в январе в регион потянулись с визитами европейские политики - в том числе и сами Боррель с фон дер Ляйен, а также канцлер Германии Олаф Шольц и его министры.
Немецкая деловая газета Handelsblatt объясняет эту резко возросшую активность предельно просто: "Правительство Германии поставило перед собой цель снизить зависимость от Китая, но это может сработать только в том случае, если ЕС установит новые экономические отношения".
Немецкой, как и всей европейской промышленности, сейчас очень нужны новые рынки сбыта, квалифицированная рабочая сила, а также стратегически важные для возобновляемой энергетики металлы, которые ЕС сейчас по большей части получает тоже из Китая. В Южной Америке эти металлы есть и в большом количестве, включая огромные запасы лития и меди. "Компании срочно ждут соглашения, которое может стать серьезным фактором для экономики Германии", - приводит Handelsblatt слова Уты Кнотт, возглавляющей южноамериканское направление в Союзе немецкой промышленности.
Но договориться пока получается не очень. Уже в первый день саммита Боррель предупредил журналистов, что прорыва по соглашению с МЕРКОСУР ждать не стоит. Южноамериканцы недовольны попытками Брюсселя навязать им экологические требования к сельхозпродукции и обязательства по сохранению тропических лесов. В ЕС в свою очередь опасаются, что без этих обязательств и требований дешевая продукция из Южной Америки хлынет на европейский рынок в слишком больших объемах. Германия во время саммита прилагала усилия, чтобы достичь компромисса, но безуспешно.
При этом экологические последствия расширения добычи металлов, будь то в Южной Америке или Африке, Евросоюз не слишком интересуют. Никакой конкуренции с европейскими производителями в этой сфере нет, наоборот - металлов они готовы импортировать как можно больше, не обращая внимания на последствия для местных коренных народов и экосистем. Левые активисты в ЕС уже окрестили такой подход "новым зеленым колониализмом". "У Латинской Америки отнимают ее ресурсы, как это происходило и 500 лет назад. Раньше были золото, серебро и олово, теперь - литий, вода и энергия ветра", - отмечало издание TAZ.
Европейские политики, впрочем, и не скрывают, что дружить они собираются именно ради ресурсов. "Литий, медь, зеленый водород - это то, что Европе нужно, а Аргентина может поставить", - говорила фон дер Ляйен во время своего недавнего визита в Буэнос-Айрес. Правда, аргентинский президент Альберто Фернандес на это ответил, что его страна, как и весь МЕРКОСУР, не намерена становиться поставщиком одного только сырья для ЕС и покупать потом произведенные из этого сырья промышленные товары по высоким ценам.
"Ассоциация предполагает, что от нее выигрывают обе стороны. А когда выигрывает одна сторона, то это перестает быть соглашением и становится больше похоже на шутку", - заявил Фернандес во время саммита.
Аналогичное мнение высказывал и президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Сильва: "Мы не заинтересованы в подписании соглашения, которое обрекает нас на вечную роль сырьевого экспортера".
Еще одним спорным вопросом саммита стал украинский конфликт - тем, которая, казалось бы, имеет не самое важное значение для отношений между ЕС и Латинской Америкой. Но Евросоюз - не единственный, кто приходит в регион с предложениями о сотрудничестве. Поэтому Брюссель старается, насколько возможно, отсечь конкурентов, и в первую очередь Китай и Россию.
"Это времена больших геополитических перемен, и друзьям-единомышленникам, таким как ЕС, латиноамериканским и карибским партнерам, необходимо сблизиться", - говорила фон дер Ляйен, подводя основание под "новую старую дружбу". Осуждение России на саммите стало бы своего рода подписью под этим заявлением главы Еврокомиссии. Однако страны Латинской Америки, судя по всему, не готовы бросаться в объятия ЕС, жертвуя при этом отношениями с другими своими партнерами. По информации агентства Reuters, из-за касающихся Украины формулировки в итоговой декларации на саммите разгорелись острые споры, "грозившие омрачить все мероприятие". ЕС настаивал на однозначном осуждении России и выражении поддержки Киеву, но латиноамериканские участники не соглашались. В итоге Брюсселю пришлось уступить - "украинский пункт" декларации был сформулирован в нейтральных выражениях.