Поставщики чая и кофе повысят цены на 6-9% с сентября

Крупные производители чая и кофе повышают с сентября на 6-9% отпускные цены для ретейлеров, ссылаясь на «сложную ситуацию», пишет «Коммерсантъ».

Поставщики чая и кофе повысят цены на 6-9% с сентября
© BFM.RU

Как пояснили эксперты, именно эти сегменты рынка особенно зависимы от импорта сырья, которое дорожает из-за девальвации рубля и ряда проблем с урожайностью.

Из-за низкого урожая стоимость фьючерсов на кофейные зерна на товарной бирже в Нью-Йорке к 8 августа превысила 1,5 тысячи долларов за тонну. Котировки на чай с начала года выросли почти в полтора раза, превысив 3 тысячи долларов за тонну.

Как рынок может отреагировать и как это повлияет на рядовых потребителей? Комментирует гендиректор ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия:

Рамаз Чантурия гендиректор ассоциации «Росчайкофе» «У нас сейчас основная проблема для всех категорий товаров, которые зависят от импортного сырья, — изменение курса национальной валюты. Очевидно, что себестоимость готовой продукции растет: сейчас все поставщики этой продукции на рынок вынуждены пересматривать условия отгрузки этих товаров в дальнейшем оптовым звеньям и розничным предприятиям. Это очевидная история, и здесь зависит от того, как будет сказываться это изменение себестоимости производителей уже на розничных ценах. Я хочу подчеркнуть: розничные цены в магазинах устанавливаются розничными операторами. Поставщики продукции могут определять исключительно отпускные цены, которые формируются у них на основании собственной себестоимости. Многие производители стараются сейчас не столько повышать цену, сколько отменять или снижать скидки на товары, которые они предоставляли оптовым покупателям. Комбинируя разные методы (где-то повышение цены, где-то снижение скидок оптовым звеньям), поставщики пытаются сбалансировать собственное производство и бизнес. Ситуация с изменением стоимости сырья на мировых рынках тоже влияет, к сожалению, несколько факторов сейчас один на другой накладываются, цены растут на сырье, это связано и с глобальными климатическими процессами, где-то с обычными ситуациями, связанными с урожайностью. Мы надеемся, что розничные сети проявят адекватность, примут новые условия от поставщиков по отпускным ценам, но при этом сократят собственные наценки на эту продукцию, таким образом, влияние изменений будет минимальным».

Аналогичная ситуация наблюдается и со стоимостью какао-бобов. Ожидается, что цены на продукцию кондитерских фабрик вырастут в среднем на 15%. Комментирует президент кондитерской фабрики «Победа» Виталий Муравьев:

Виталий Муравьев президент кондитерской фабрики «Победа» «С конца 2022 года начался рост биржевых цен, основной индикатив у нас — цены в фунтах на Лондонской бирже, там цена выросла с 1800 до 2200 фунтов стерлингов к апрелю 2023 года, многие не контрактовали, ожидая, что откатится обратно. С мая начался уже лавинообразный рост, биржевая цена выросла до 2600-2700 фунтов за тонну какао-бобов. К какао добавилось катастрофическое падение рубля, ситуация жуткая, и то, что там говорят, — подъем на 5-10% — это только из соображений, чтобы не травмировать рынок, покупателей. Понятно, что надо поднимать цены, что за один раз поднять настолько, насколько упал рубль, насколько подорожали ингредиенты в валюте, невозможно, поэтому кто-то будет поднимать на 5%, кто-то на 15%. Каждый знает свой ценовой сегмент, в нем будет стараться аккуратно действовать и разносить этот подъем на несколько раз. Разговоры про то, что российское сырье в рублях, то, что производится внутри России, никак не будет отвечать валютным колебаниям, пустые, потому что сахар мгновенно подорожал, молоко — чуть медленнее, потому что в этом году была затоварка, но сейчас боремся с тем, что мы пытались зафиксировать цену на молоко, но резко упало качество. Внутреннее российское сырье тоже никаким чудесным образом не остается по рублевым ценам при таком падении рубля. Кроме дикого разгона инфляции, ничего ожидать не приходится».

Комментирует директор российского производителя чая и кофе «Аромачайкофе» Денис Гиззатов.

Денис Гиззатов директор российского производителя чая и кофе «Аромачайкофе» «Из-за того, что рубль упал, у нас себестоимость в рублях повысилась очень сильно. Учитывая, что у нас по кофе не только себестоимость сырья увеличилась, а еще и ужарка идет на 15-20%, себестоимость увеличилась за последние полгода на 30%, а цены повысились не на 30%, а на 20%, потому что есть вещи в рублях: упаковка, трудозатраты, электричество. Ситуация сложная, у нас есть арабика, есть робуста, это отдельные цены всегда. В последние полгода-год цена на арабику на мировом рынке снижается из-за хорошего урожая и так далее, и до конца года на текущий момент идет тенденция к снижению небольшому, но, если цена бразильской арабики на нашем рынке доходила до 7 долларов за килограмм зеленого зерна, сейчас это уже 5,5 доллара, при этом курс доллара увеличился, поэтому в сумме получается поднятие себестоимости. По робусте еще хуже ситуация, на робусту за последние полгода-год фьючерс вырос, связано это с неурожаем основных игроков. Робуста с 3,5 доллара растет до 4,5-5 долларов, еще и курс увеличивается. Чай у нас не обжаривается, там прямо пропорциональная зависимость от курса: если курс увеличился на 20%, то и себестоимость чая увеличивается на 20%. Думаю, что часть производителей перейдут на еще более дешевое сырье, те, кто премиальным торговали, станут разбавлять, те, кто дешевым торговали, еще более дешевое будут искать, тем самым на 10% всего лишь увеличат стоимость».

Как ожидают опрошенные газетой эксперты, к зиме оптовые цены на чай и кофе могут вырасти еще на 20%.