Директор Института экономики Головнин: БРИКС пытается усилить позиции в мировой экономике путем непростых решений
Сегодня завершился 15-й саммит БРИКС, по итогам которого принята Вторая Йоханнесбургская декларация (Первая принималась там же, по итогам саммита 2018 года). Главное внимание уделено в ней экономическим вопросам.
Прежде всего, по прочтении нужно отметить важное решение о расширении объединения, впервые с 2011 года, когда в его состав была принята ЮАР, нынешняя хозяйка саммита. Вопрос о расширении БРИКС обсуждался достаточно давно. Объединение, по сути, стремится представлять коллективную позицию развивающихся стран и стран с формирующимися рынками, и до последнего времени включало в себя одни из крупнейших по размерам экономики стран этой группы - не случайно, что все они входят и в состав G20. Это позволяет подчеркнуть важную и усиливающуюся роль данной группы стран в мировой экономике.
В ходе 15-го саммита было принято решение о включении в БРИКС с 1 января 2024 года шести стран: Аргентины, Египта, Ирана, Объединенных Арабских Эмиратов, Саудовской Аравии и Эфиопии. Совокупный их вес в мировом ВВП по текущим валютным курсам в 2021 году составил 2,7%, по предварительным оценкам за 2022-й - 3,2%. По сравнению с 26% мирового ВВП у пяти текущих членов объединения. Сразу следует отметить, что лишь два из шести новых членов (Аргентина и Саудовская Аравия) входят в G20. Таким образом, не происходит существенного увеличения экономического веса БРИКС.
При этом сразу было заявлено, что это расширение не является последним. Видимо, здесь мы наблюдаем стремление усилить позицию стран "глобального Юга" (термин, неоднократно использовавшийся президентом ЮАР Сирилом Рамафоса при характеристике итогов саммита) в том числе и за счет количества участвующих стран.
В заявлениях саммита по экономическим вопросам подчеркивается внешний по отношению к развивающимся странам и странам с формирующимися рынками характер текущих экономических проблем: они во многом вызваны ростом инфляции в силу политики "количественного смягчения", проводившейся ведущими развитыми странами, а впоследствии - повышением ими процентных ставок, которое в том числе вызвало рост долгового бремени для стран "глобального Юга". Это дополнительный аргумент в пользу того, чтобы усилить позиции последних в вопросах глобального управления. При этом страны БРИКС всячески подчеркивают свою приверженность существующей системе международных экономических институтов (в том числе институтам Бреттон-Вудской системы - МВФ и Всемирного банка). Другое дело, что они выступают за их реформирование в интересах более широкого круга стран.
Отмечу еще одно важное направление решений в рамках 15-го саммита БРИКС. Это стремление продвигать валюты этих стран в современной мировой валютной системе, которая, по оценкам экспертов, сейчас движется по пути фрагментации. Выступая против фрагментации торговой и финансовой, в итоговой декларации саммита страны одновременно провозглашают стремление развивать расчеты в национальных валютах путем создания новых инструментов и альтернативных платформ. В этом же ключе находится решение Нового банка развития о расширении использования национальных валют в своих кредитных операциях, озвученное президентом банка Дилмой Русефф в самом начале саммита.
Мы видим по итогам саммита, что БРИКС, пусть и путем сложных переговоров и непростых решений, пытается усилить свои позиции в новой, меняющейся мировой экономике.