Силуанов: российская экономика по итогам года может вырасти на 2,5%

Российская экономика по итогам года может вырасти на 2,5% и даже выше. Об этом заявил министр финансов Антон Силуанов в интервью телеканалу CGTN. Таким образом, ВВП отыграет прошлогоднюю потерю в 2,1%. Кроме того, благодаря мерам поддержки и активизации экономического роста растут реальные доходы населения, заключил министр. Он подчеркнул, что минимальный за последние десятилетия уровень безработицы в 3% создает основы для того, чтобы рост реальных доходов в текущем и следующем году продолжался. На чем основана подобная оценка? Мнение Евгения Надоршина, главного экономиста ПФ «Капитал»:

Силуанов: российская экономика по итогам года может вырасти на 2,5%
© BFM.RU

Евгений Надоршин главный экономист ПФ «Капитал» «Тут, как обычно, экономические власти бегут впереди паровоза, выстраивая оптимистичные ожидания. К сожалению, мы хорошо видели и по гораздо более спокойным, предсказуемым годам, как такие ожидания не оправдывались. Я бы не стал торопиться, говоря о том, что для этого действительно есть основания. Более того, я бы сказал, что картина вообще пока неоднозначная. Возможно, экономика преодолела наивысшую точку роста в июле-августе, и так может получиться, что у нас начнется ухудшение показателей. У меня это как раз заложено как базовый вариант. Если разбираться в том, на чем могут быть основаны такие показатели, то здесь две причины. Одна — довольно большой объем госрасходов, поступивший в экономику в конце прошлого — начале этого года. Он достаточно хорошо повлиял на экономическую динамику в целом. Между прочим, мы так и не понимаем, сколько будет потрачено до конца года. Министр финансов до событий с рублем и ставками начал выдавать поясняющие высказывания, но не совсем понятно, насколько это в нынешних обстоятельствах релевантно. Август и повышенная ставка поменяют определенные, в том числе и расходные, планы. И полагаю, что планы по заимствованиям тоже будут корректироваться. Вторая причина — потребительские расходы. Хорошо видно, по второму кварталу особенно, что у нас действительно в определенных сегментах значительно вырос потребительский спрос. Это хорошо заметно в непродовольственных товарах и товарах длительного пользования. Там, я полагаю, скорее реализуется отложенный спрос. Но российские власти предпочитают здесь видеть экономическое оживление, более устойчивое, чем, как мне кажется, оно есть. И очень много признаков того, что потребитель экономит. Вряд ли эти причины сохранятся на третий, не говоря уже о четвертом квартале».

Также глава Минфина отметил, что ожидает сохранения инфляции в текущем году на уровне 6%. «Мы с ЦБ будем принимать все меры для того, чтобы инфляция снизилась до уровня наших плановых значений», — добавил он.

Как коррелируются монетарная политика ЦБ по повышению ставки, таргетирование инфляции и рост ВВП? Комментарий старшего инвестконсультанта «Финам» Тимура Нигматуллина:

Тимур Нигматуллин старший инвестконсультант «Финам» «Если мы попытаемся замедлить инфляцию, то мы должны это делать посредством повышения ключевой ставки. Это повышение снижает деловую активность. Таргетирование инфляции представляет собой добровольное замедление темпов экономического роста, в краткосрочной перспективе экономика растет более медленно, но зато в долгосрочной она может расти более высокими темпами. Потому что низкая инфляция — это благо для экономики. Участники рынка могут прогнозировать свои инвестиции в более длинной перспективе. Прогноз прямо противопоставляет замедление инфляции и экономический рост. Мы видим, что инфляция относительно высока. Экстраполируя недельные данные от Росстата на год вперед, мы получаем более 6% инфляции. На первый взгляд логично предположить, что это приведет к замедлению экономического роста, но нужно учитывать, что ВВП считается специфическим образом и некоторые расходы напрямую заносятся в ВВП. Если построить сооружение, которым даже никто не будет пользоваться, то в ВВП оно будет занесено просто по расходам. Я думаю, речь идет о том, что, несмотря на повышение ставки, такого рода расходы будут значительными. И это может привести к необычной ситуации: при ужесточении монетарной политики ЦБ и замедлении инфляции может быть экономический рост».

По данным Росстата, инфляция в июле ускорилась почти вдвое — до рекордных 0,63% после июньских темпов. Выше июльский рост цен наблюдался только в 2015 году. Как сообщается, наибольший вклад в усиление темпов прироста цен внесли непродовольственные товары: в частности, подорожавшие автомобили и электротехника. В годовом исчислении инфляция в июле превысила 4%. А в августе ускорилась почти до 5%.