Удастся ли сибирским аграриям избежать затоваривания

Нынешний урожай зерна в России хоть и не побьет прошлогодний рекорд, но, как ожидается, вновь позволит нашей стране доминировать на мировом рынке.

Удастся ли сибирским аграриям избежать затоваривания
© Российская Газета

- Внутреннее потребление будет топтаться на месте - 84-85 миллионов тонн. Если мы соберем более 140 миллионов тонн зерна (из них 90-91 миллион тонн пшеницы) и добавим сюда огромные переходящие запасы в 27 миллионов тонн, то вырисовывается огромный экспортный потенциал. По зерну в целом в пределах 64 миллионов тонн, в том числе по пшенице - 50,5, по ячменю - 5,4, по кукурузе - 5,8, зернобобовым - 2,3 миллиона тонн, - заявил на прошедшем в Барнауле форуме "Зерно Сибири" гендиректор аналитической компании "ПроЗерно" (Москва) Владимир Петриченко.

В работе форума приняли участие представители 73 компаний из России и Казахстана. Как и на зимних зерновых конференциях в алтайском городе-курорте Белокурихе, участники обсуждали не только сугубо аграрные, но и макроэкономические темы.

- Если говорить о мировой экономике, то за последнее время оценки ситуации со стороны всех международных организаций заметно улучшились, - отметил главный экономист государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" Андрей Клепач. - МВФ не прогнозирует какого-то серьезного кризиса - улучшение касается и США, и европейских стран. Кризис ожидается только в Германии. Но у меня более пессимистичный взгляд. Осенью или в начале следующего года в США может произойти определенная рецессия - как минимум два квартала их ВВП будет падать. Пока там хорошая картина, курс акций растет, но есть достаточно большой объем долгов, в том числе ипотечных. А к этому чувствителен не только потребительский и строительный рынки, но и весь хайтек. И если банковская ставка повысится, то вероятность рецессии большая. А в Европе по сути дела продолжается стагнация - доковидный уровень промпроизводства еще не достигнут. Более того, часть бизнеса активно переводит энергоемкие производства в другие страны.

Но самое важное, по мнению Андрея Клепача, в том, что существенно ухудшаются оценки экономики Китая.

- Со второй половины прошлого года падал экспорт в абсолютном выражении. Обостряются проблемы на рынке недвижимости. Там всегда было большое количество непроданных домов. Если бы в КНР была полностью рыночная экономика, давно бы разразился масштабный кризис. Надо отдать должное китайцам - у них работают свои механизмы поддержки. Тем не менее проблемы с недвижимостью стали бить бумерангом по строительной отрасли и компаниям, финансирующим строительство. Речь не только о частном бизнесе, но и о государственных застройщиках. Ситуация очень серьезная. У китайцев изменилась риторика в отношении стимулирования экономики, они предпринимают шаги по ее "подогреву". Заговорили о смягчении политики в отношении частного бизнеса, в том числе иностранного, который начал выводить предприятия во Вьетнам, Малайзию и Таиланд. Трудно предсказать, что будет дальше, но за рубежом появились публикации о прекращении эпохи сорокалетнего роста Китая. Думаю, что это не так, у китайцев большие ресурсы и возможности. Но проблемы там серьезные, и для нас это важно, потому что Китай для России является ключевым партнером. Как ни странно, такая ситуация открывает нам окно возможностей. Впервые после начала СВО появились проекты, которые китайцы раньше нам не предлагали.

Например, по строительству в России заводов. Возможно, чем серьезнее у них будут проблемы, тем больше они станут рассчитывать на сотрудничество и партнерство с нами.

В сфере АПК России есть что предложить своему большому соседу (и не только ему). Хотя здесь не все так, как кажется на первый взгляд.

- Надо отдать должное: в отличие от других секторов экономики и ВВП в целом отечественное сельское хозяйство (включая пищевку) все последние годы демонстрировало более высокую динамику, - напомнил Андрей Клепач. - В 2022-м вообще был скачок в пять с лишним процентов, а в этом году будет, скорее всего, 2,4 процента. С 2021 года кардинально изменилась ситуация - Россия стала уверенным нетто-экспортером продовольствия. В Азии, Африке растет спрос на зерно, муку и в целом на пищевые продукты. Повышение цен на продовольствие - общемировой тренд. Однако доходность в сельском хозяйстве России будет падать из-за пошлин, роста затрат и издержек, а также из-за уменьшения инвестиций. К сожалению, сейчас нет какого-то долгосрочного, стратегического видения развития сельского хозяйства. Вырабатывать его нужно совместными усилиями, в том числе с экспертным сообществом и различными ассоциациями. Если делать ставку на значительное увеличение посевных площадей, о чем говорится в госпрограмме по развитию села, то вряд ли это оправдано. Точнее так: оно оправдается, если будет точно известно, куда продавать урожай. Экспортный потенциал зерна у нас большой и может стать еще больше, но его невозможно наращивать без решения логистических проблем. У России пока нет своего зернового флота. Много узких мест в развитии портовой и железнодорожной логистики, системы погранпереходов.

Владимир Петриченко, оценивая экспортные перспективы российского зерна, подчеркивает, что "вывозить надо не просто много, а очень много":

- Иначе будет затоваривание, которое и сейчас значительное. Но такой высокий экспортный потенциал еще надо реализовать. Многое, в частности, будет зависеть от экспортных квот, которые установит минсельхоз РФ.

Затоваривание грозит стать постоянным не только из-за экспортных ограничений.

- Особенности национальной аграрной политики таковы, что мы, совсем как по учению Карла Маркса, создали ситуацию перманентного кризиса перепроизводства продукции. Поэтому падают цены и создается масса проблем. И экспорт нам нужен для того, чтобы очистить рынок, снять избыток предложения. Мы повторяем ошибки советского Госплана - планируем от достигнутого, - убежден независимый эксперт зернового рынка Александр Корбут.

Тем временем

Участники форума по-разному оценили потолок нового урожая зерна в Алтайском крае, значительная часть территории которого пережила серьезную засуху.

- Если прошлые два года по сути были рекордными по зерновым - в пределах шести миллионов тонн, - то сейчас мы надеемся собрать 4,9-5 миллионов, - заявил региональный министр сельского хозяйства Сергей Межин.

По его словам, уборочная ожидается сложной. В августе шли затяжные, в полторы недели дожди, и в некоторых районах выпало чуть ли не по две нормы осадков, что привело к быстрому и сильному зарастанию полей сорняками.

У Владимира Петриченко прогнозы куда сдержаннее: "Ввиду засухи, думаю, произойдет существенное снижение урожая к прошлому году - до 3,9 миллиона тонн". По его мнению, в Новосибирской области зерна соберут на 32-33 процента меньше, не стоит ждать роста показателей и в Омской области. Из регионов Сибири рекордный урожай может быть только в Красноярском крае - три миллиона тонн.