За смерть шахтеров на работе предлагают установить многомиллионные штрафы
От одного до пяти миллионов рублей может составить наказание за внезапные выбросы угля и нарушение других требований безопасности на угледобывающих предприятиях. Если же погибнет шахтер или хотя бы двое из его коллег получат тяжкий вред здоровью, сумма увеличится до 10 миллионов. При большем числе жертв — минимум до пятнадцати. Рассмотреть такой законопроект во втором чтении Госдума планирует в осеннюю сессию. «Парламентская газета» выяснила, есть ли причины для ужесточения санкций.
Ситуация в отрасли действительно требует более пристального внимания. Часто даже после того, как контролирующие органы обнаруживают нарушения на объектах добычи полезных ископаемых и выдают предписания об их устранении, эти потенциально опасные предприятия продолжают работать. При этом наказать их соразмерно угрозе жизни и здоровью людей нельзя, поскольку КоАП не содержит исчерпывающего перечня оснований.
Исправить это должны поправки в статью 9.1 «Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Первый заместитель исполнительного директора Ассоциации НП «Горнопромышленники России» Сергей Кононенко уверен, что ответственность нужно разграничивать между собственниками и руководителями угольных предприятий.
«В рассматриваемом законопроекте это обстоятельство надо особо выделить, в том числе директивно ввести требования к профессиональному образованию и квалификации специалистов, назначаемых на руководящие должности угледобывающих компаний», — подчеркнул он в беседе с «Парламентской газетой».
И хотя в 2021 году количество смертей при добыче угля в России снизилось до 0,14 на миллион тонн угля, нашей стране есть куда стремиться. Например, в развитых угледобывающих государствах, таких как США, Индия и Китай, этот показатель существенно ниже — 0,04.
Заместитель исполнительного директора Ассоциации, соискатель кафедры государственного и муниципального управления РАНХиГС Владимир Курагин назвал еще одну проблему. Связана она с западными санкциями. Некоторые виды техники, которую используют в горной промышленности, целиком поставляют из-за рубежа. Среди них дизелевозы, многоковшовые экскаваторы, самосвалы. Доля импортных погрузчиков — 96,1 процента, комбайнов очистных — 93,7.
«По данным Минпромторга и Российского союза промышленников и предпринимателей, ситуация здесь наиболее критичная, что, конечно, влияет на технологическую безопасность», — считает собеседник издания.
Полностью материал будет опубликован на сайте «Парламентской газеты» позднее