Украина предлагает Польше «ручной» механизм поставок зерна

Украина предложила Польше механизм поставок зерна, при котором экспорт будет настраиваться «вручную». Как рассказал замминистра экономики Украины Тарас Качка польскому изданию Onet, каждую партию зерна поставщики и власти двух стран будут обсуждать отдельно.

Украина предлагает Польше «ручной» механизм поставок зерна
© BFM.RU

«Каждый украинский экспортер должен сначала подать заявку в Минэкономики, а мы, в свою очередь, свяжемся с нашими польскими коллегами и оценим, приемлема ли данная партия на польском рынке по цене, объему и покупателю», — отметил Качка. Ранее Польша, а также Венгрия и Словакия продлили запрет на экспорт украинского зерна, ссылаясь на недовольство своих фермеров. Это решение вызвало политический кризис в отношениях между Киевом и Варшавой. Украина подала иск в ВТО о нарушении правил торговли, а польские власти заявили о приостановке военной помощи. Сработает ли предложенный Украиной механизм и поможет ли он разрешить разногласия? Комментирует директор института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве России Алексей Зубец:

— Просто надо понимать, что зерновое хозяйство на Украине намного эффективнее, чем в Польше, потому что основа польского сельского хозяйства — мелкие фермеры, которые владеют несколькими гектарами, 10 гектаров — это уже большое хозяйство. Украинское зерновое хозяйство базируется на крупных производителях, латифундиях, которые могут производить это зерно. Плюс к этому климат гораздо более высокоэффективный, чем в Польше. Поэтому экспорт на польскую территорию возможен только в рамках небольших определенных квот, потому что в ином случае поток этого зерна просто разорит местных фермеров. Поэтому, если мы говорим об отношении поляков к украинскому зерновому экспорту, и говорят, что пройдут выборы в октябре и там все наладится, нет, не наладится. Договоренности с поляками возможны в одном случае — они просто дают возможность экспортировать украинское зерно через свои порты на Балтике. То есть речь идет о том, что железнодорожным транспортом поезда, нагруженные зерном, идут через Польшу с Украины до балтийских портов, а дальше отправляются в Азию или Африку. Потому что если зерно пойдет транзитом через Польшу в Испанию, крупный потребитель зерна, потому что сама его выращивает мало — поляков это не устраивает, потому что тогда европейский рынок будет занят украинским зерном в ущерб полякам, которые производят довольно много. Поэтому договоренности, которые возможны между польским и украинским правительствами даже после выборов, это договоренности о транзите вне территории ЕС. О продаже на территории ЕС, скорее всего, речь тоже не идет.

— Это может решить политический конфликт, который назрел между Польшей и Украиной сейчас?

— Во-первых, никакого серьезного политического конфликта нет, есть предвыборная кампания в Польше, и нынешняя правящая партия боится проиграть, они там идут ноздря в ноздрю с оппозицией, поэтому для них любой скандал — манна небесная на этих событиях с зерном, и достаточно наглым выступлением Зеленского в Генассамблее ООН они повышают свой рейтинг.

В августе Украина заявляла о разработке альтернативного морского коридора для поставки зерна из украинских портов на мировой рынок. Мера стала ответом России после ее выхода из зерновой сделки. Коридор проходит через Румынию и Молдавию — обе страны входят в НАТО и их территории, в том числе морские, охраняются войсками альянса.

Первое судно с зерном прошло по альтернативному пути на прошлой неделе, оно шло под флагом Палау. Второе — с тем же флагом — вышло из порта Одессы в четверг и сегодня утром прибыло в Турцию. Далее, по данным France 24, сухогруз с 17 тысячами тонн зерна проследует в Египет, пишет РБК.