Что привело к росту цен на бензин в СЗФО

С начала года цены на бензин и дизель в регионах Северо-Западного федерального округа выросли более чем на три рубля. Эксперты объясняют это 50-процентным уменьшением демпферов для топливных компаний, сложной и дорогой логистикой и возможной спекуляцией на рынке.

Что привело к росту цен на бензин в СЗФО
© Российская Газета

В рейтинге доступности топлива регионы СЗФО выглядят, к сожалению, не лучшим образом. Самый дешевый 92-й бензин можно найти в Сыктывкаре - за литр топлива там просят чуть больше 50 рублей. Хуже всего дела обстоят в Петрозаводске и Калининграде - 54,07 и 54,83 рубля за литр соответственно. Такой ценовой скачок моментально отразился на ценах в магазинах. В отдельных регионах за первое полугодие 2023 года они поднялись сразу на 30 процентов. Причина проста - поставщики закладывают топливные издержки в стоимость товаров и услуг.

В Новгородской области, например, на среднюю зарплату можно купить лишь 880 литров бензина в месяц. Если учесть средний расход топлива и российские расстояния, то эта цифра не покажется большой. Для сравнения, в столичном регионе за средний заработок можно купить уже две тысячи литров топлива.

В Псковской области также жалуются на стремительный рост стоимости бензина и дизеля. За лето цены взлетели на рубль. Это болезненно ударило по кошельку не только жителей региона, но и регионального бизнеса.

- Первый серьезный скачок произошел в мае. А за первую декаду июня стоимость бензина поднялась на полтора рубля на отдельных заправочных станциях. Это странно, особенно если учесть, что валютный курс сильно не менялся. Естественно, нам пришлось заложить топливные издержки в стоимость продукции. Клиенты отреагировали негативно, и я их за это не виню, - отметил предприниматель из Пскова Александр Тарасюк.

Самый стремительный ценовой скачок произошел в Калининградской области. Стоимость бензина и дизеля в российском эксклаве традиционно была на порядок выше, чем в других регионах Северо-Запада. Причина крылась в оторванности от "большой" России и необходимости доставлять большие объемы топлива по морю. Транспортную составляющую по понятным причинам включали в его стоимость. Однако сейчас ситуация вышла из-под контроля. Цены на бензин и дизель в Калининградской области обогнали Москву.

В региональном правительстве пояснили, что это частично связано с уменьшением на 50 процентов демпферов для топливных компаний. В июле этого года Госдума приняла соответствующий закон, который в два раза урезал демпферные выплаты нефтяным компаниям.

- Поднимая цены, компании пытаются добрать недополученную прибыль. В итоге на бирже произошел всплеск, а стоимость топлива побила рекорды. Эту тенденцию можно наблюдать практически на всех заправках региона, - прокомментировал ситуацию вице-премьер регионального правительства Александр Рольбинов.

При этом самого топлива в эксклаве хватает. Ситуация с приостановкой работы нефтеперерабатывающих заводов в Омске, Ярославле и Татарстане не сказалась негативно на запасах бензина и дизеля. Другое дело, что на территории Калининградской области, где тоже добывают нефть, нет собственных перерабатывающих заводов. Поэтому ценный ресурс отправляют в другие регионы страны, после чего импортируют готовое топливо. Это также негативно отражается на его стоимости.

Глава региона Антон Алиханов подчеркнул, что напрямую повлиять на работу нефтеперерабатывающей отрасли и демпферное законодательство областное правительство не может. Но разницу в цене необходимо мониторить.

- Мы традиционно были выше остальных регионов Северо-Запада на полтора-два рубля. Важно, чтобы этот уровень превышений не поднимался из-за того, что оптовые торговцы или перекупщики решили заложить в цену бензина свои риски. От обеспеченности региона дизелем напрямую зависит озимая посевная кампания. Нехватка этого вида топлива, равно как и высокая цена на него, создаст реальную угрозу для урожая следующего года. Перебоев быть не должно, - заключил губернатор.

Поднимая цены, компании пытаются добрать недополученную прибыль

Однако эксперты убеждены, что скорректировать цены на топливном рынке в регионах все же возможно. Ведь основные компании, отпускающие бензин и дизель, являются розничными продавцами.

- Действующее законодательство дает властям достаточно рычагов давления на продавцов и производителей. Есть федеральная антимонопольная служба, которая препятствует ценовому сговору. Кроме того, всегда можно проверить договоры аренды земли под заправочные станции, - подчеркнул руководитель калининградского юридического бюро Антон Цепин.

Это может остудить пыл игроков рынка и отобьет у них желание накручивать цены. К слову, управление ФАС по Калининградской области уже выясняет причину стремительного роста стоимости топлива в регионе. Поможет ли проверка ее снизить, покажет время.