Высокие цены на ГСМ во время уборочной возмутили поволжских аграриев

В конце прошлой недели правительство ввело временные ограничения на экспорт топлива для стабилизации ситуации с ценами. Стоимость бензина на бирже сразу упала на 10-11 процентов, "дизеля" - на 15 процентов. Реакция региональных рынков не будет такой быстрой. АЗС нужно время, чтобы продать запасы имеющегося топлива, купленного по высокой цене. О настрое аграриев и ожиданиях экспертов узнали корреспонденты "РГ".

Высокие цены на ГСМ во время уборочной возмутили поволжских аграриев
© Российская Газета

В Мордовии принятые правительством РФ меры пока не повлияли на ситуацию с тарифами. В эти выходные цены на АЗС остались прежними. Так, в субботу литр бензина АИ-95 в Саранске стоил от 53,25 до 55,05 рубля, АИ-92 - от 48,75 до 49,55. Заправиться "дизелем" можно было и за 60,35, и за 60,95. Но для фермеров даже эти ценники - предел мечтаний. Им оптовики продают топливо намного дороже.

- Мы весной запаслись дизтопливом на посевную и уборочную. Тогда сорт евро-5 обошелся нам в 47 рублей за литр. Но в сентябре все равно пришлось докупать горючее, и оптовики нас просто шокировали - от 67 до 75 рублей за литр. Удорожание почти вдвое! - рассказал "РГ" председатель правления сельхозкооператива из села Паракино Большеберезниковского района, председатель комитета по вопросам местного самоуправления Госсобрания РМ Евгений Ледяйкин.

Ледяйкин поясняет: сложилась парадоксальная ситуация - разница в цене между "дизелем" на АЗС и у оптовиков доходила до 15 рублей. Но на заправках фермерам отказывали в горючем.

- Когда мы приехали на заправку, нам отказались заливать топливо в бочки - сослались на запрет после трагедии на АЗС в Махачкале. Посоветовали приезжать... с канистрами! Представьте - для хозяйства, которому надо 500 литров топлива в день, заливать его в канистры по 20-30 литров. И это в период уборочной, когда время дорого! В итоге нам все же удалось закупить дизтопливо на заправке по 60 рублей. Это большое везение: когда мы приехали в другой раз, "дизеля" не было вообще. Сейчас пока топливо не закупаем - ждем.

По мнению экспертов, на АЗС независимых владельцев цены достаточно длительное время останутся на прежнем уровне, пока не будут распроданы товарные запасы, которые были куплены на пике роста

По словам Евгения Ледяйкина, к следующей весне сельхозкооператив будет покупать горючее зимой. Фермеры надеются, что к тому времени тарифы понизятся. При этом продукцию своего хозяйства - зерно, картофель - сельчане, как признаются сами, вынуждены продавать за бесценок.

- Такой перекос стал настоящим бедствием для села. Мы вырастили зерно - а оно никому не нужно, цены на него минимальные. Даже озимые в этом году решили не сеять - не знаем, как будем выживать, что планировать на следующий сезон, - отметил аграрий.

Глава КФХ из Энгельсского района Саратовской области Павел Щеренко считает, что запрет экспорта был необходим, но это решение запоздало.

- Закупить большие объемы солярки впрок мы не можем. В хозяйстве есть емкости на 10 тонн топлива, этого хватает на три недели. Месяц назад мы покупали горючее по 52 тысячи рублей, а две недели назад - уже по 72,5 тысячи рублей за тонну, - добавил глава хозяйства.

Согласен с коллегами и фермер из Оренбуржья Вячеслав Туров. В степном крае сегодня для того, чтобы купить тонну дизтоплива, нужно продать десять тонн зерна. Резкий рост цен на горючее поставил под угрозу ход уборочной. Если в начале августа тонна "дизеля" здесь стоила у оптовиков 61 400 рублей, то спустя месяц, в первой декаде сентября, - уже 88 000. Но даже при этом его не хватало. После переговоров губернатора области Дениса Паслера с руководством местного нефтеперерабатывающего предприятия была достигнута договоренность о переводе части экспортных поставок на внутренний рынок региона, а цены удалось сбить.

- На днях получили 50 тонн "дизеля" по льготе - 81 500 за тонну. Это самая дешевая стоимость по области, - поделился Вячеслав Туров.

При этом на АЗС Оренбуржья дизтопливо можно купить по 62-63 рубля за литр. Бензин марки АИ-92 стоит в районе 50 рублей, АИ-95 - 53 рубля.

Тем временем аграриям Удмуртии тоже не хватает "дизеля" - из-за резкого роста цен поставщики отказывают в доставке сельхозпроизводителям. Об этом на аппаратном совещании в понедельник утром заявил глава региона Александр Бречалов.

По словам руководителя республики, сейчас аграрии завершают уборку урожая, параллельно идет сев озимых. Требуется как минимум 11 тысяч тонн "дизеля", которых сегодня просто нет.

"Ситуация с ценами на топливо непростая по всей стране, мы здесь не исключение. В некоторых регионах страны работы уже под угрозой срыва. При этом ситуация усугубляется еще и тем, что цена на летнее дизельное топливо достигает 100 тысяч рублей за тонну. Мало того, от наших аграриев поступает информация об отказе поставщиков в доставке", - сообщил Бречалов.

Бречалов заявил, что уже договорился с президентом одной из компаний о бронировании нужных объемов на ближайших нефтебазах. Заместителю председателя правительства республики Ольге Абрамовой теперь поручено детально проработать вопросы доставки и закупки топлива. •

Комментарий

Екатерина Савкина, управляющий партнер компании GP Vympel (Саратов):

- Оптовые цены должны приблизиться к каким-то своим рыночным значениям, думаю, рынок сам нащупает, где эта золотая середина. С учетом срока поставки по биржевым сделкам в 30 дней и сроков доставки по железной дороге, начиная от недели, на розничных ценах происходящее на бирже отразится в среднем только через 45 дней. На АЗС независимых владельцев цены достаточно длительное время останутся на прежнем уровне, пока не будут распроданы товарные запасы, которые были куплены на пике цены. Как поведут себя цены на АЗС топливных компаний, где, несмотря на рост оптовых цен, розничные сдерживались? Наверное, по традиции будут меняться в пределах инфляции. Мелкооптовые цены для аграриев, вероятно, повторят тенденцию крупнооптовой биржевой цены, но, естественно, с временным лагом не менее недели. Снижение пойдет уже в октябре, но какими темпами, до каких значений, сказать трудно. Цена сама найдет свою рыночную нишу.