Платформенной занятости не хватает законодательного регулирования

В новой редакции закона о занятости, который готовится ко второму чтению в Госдуме, будет закреплено определение платформенной занятости. Также ожидается, что будет принят закон-спутник, который опишет и будет регулировать отдельно условия платформенной занятости, права и обязанности вовлеченных в нее сторон. Необходимость регулирования платформенной занятость понимают в экспертном сообществе. В частности, на Всероссийской неделе охраны труда говорили о том, что пришло время создать современное законодательство, которое учитывало бы особенности платформенных отношений.

Платформенной занятости не хватает законодательного регулирования
© Российская Газета

Регулировать давно пора

Платформенная экономика ежегодно демонстрирует высокие темпы роста. По подсчетам НИУ ВШЭ, в 2022 году общая численность вовлеченных в российскую платформенную экономику людей составила 15,5 млн человек, при этом для почти 3,5 млн из них деятельность на платформах является основным источником дохода. А по данным Росстата, только за первый квартал 2023 года через платформы работало почти 5 миллионов россиян. Очевидно, что такой существенный сегмент экономики не должен остаться без законодательного регулирования. При этом эксперты отмечают, что в вопросе регулирования платформенной занятости важно найти подход, который позволил бы сохранить гибкость процессов и создавать стимулы для развития новой экономики.

Действовать с осторожностью

Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости Ян Талбацкий отметил: "Сейчас речь идет лишь о создании правового каркаса, основных принципов деятельности занятых через платформы. Детализацию норм предполагается возложить на Совет цифровых платформ, в который входят представители всех крупнейших ИТ-компаний. Таким образом, удастся сохранить ту гибкость процессов, за которую люди и выбирают платформенную занятость".

Совет цифровых платформ был создан в апреле этого года, это саморегулируемая организация, которая будет вырабатывать общие стандарты для отрасли и приземлять нормы на конкретные взаимоотношения платформенных занятых и платформ.

Важным остается вопрос социальных гарантий для тех, кто выбирает для себя занятость через платформы. Ян Талбацкий считает, что должен быть найден консенсус между тем, чтобы создать основы для развития социального обеспечения для таких людей, но при этом не создавать преград на пути развития нового сегмента экономики: "Мы видим решение в разработке широкого круга продуктов добровольного страхования для платформенных занятых. При этом важной функцией платформ остается внедрение на своих площадках механизмов информирования о социальных гарантиях. Должны быть созданы экономические стимулы для того, чтобы граждане пользовались такой занятостью".

С ним согласилась проректор НИУ ВШЭ Лилия Овчарова, она подчеркнула, что вопрос социальных гарантий стоит особенно остро для тех людей, кто имеет платформенную занятость в качестве основной и единственной. Однако, по ее мнению, важно выработать гибкий подход к регулированию данной сферы, ведь избыточное регулирование платформенного труда создает высокие риски теневизации работ и услуг, которые оказываются посредством платформ.

По словам руководителя Центра регуляторной политики Фонда ЦСР Екатерины Папченковой, регулирование платформенной занятости также несет важную функцию обеления рынка аутстаффинга (практика найма работодателями рабочей силы по гражданско-правовым договорам через посреднические схемы), который непрозрачен для всех его участников.

"Сейчас большое количество компаний, которые именуют себя платформой, оформляют через себя исполнителей на выполнение различных задач. Где-то это действительно разовые гражданско-правовые отношения с понятным сроком выполнения, а где-то откровенно обход трудового законодательства, вплоть до явного черного стаффинга, где нарушаются права занятых. Рынок сейчас достаточно разнородный", - отметила Екатерина Папченкова.

По словам эксперта, выходом из сложившейся ситуации может стать введение платформенных занятых в правовое поле и выработка эффективных механизмов регулирования государством нового сегмента экономики, при этом процесс должен происходить в тесном диалоге с платформами, понимающими всю специфику данного вида занятости.

Социальный феномен

Социальная значимость нового типа занятости особенно явно проявилась еще несколько лет назад. "Мы увидели, что платформенная занятость востребована и реально помогает людям на примере пандемии коронавируса, когда в условиях ограничений и приостановки деятельности предприятий, платформы стали одним из основных способов поддержания доходов населения", - отметил заместитель председателя "Деловой России" Антон Данилов-Данильян.

Кроме того, платформенная занятость играет большую роль для расширения опыта населения в самозанятости и индивидуальном предпринимательстве. Так, по словам проректора НИУ ВШЭ Лилии Овчаровой, платформы дают возможность для населения реализовывать свою предпринимательскую инициативу, позволяют сменить род деятельности и стать независимыми.

Эксперты отмечают, что платформенная экономика - это социальный феномен. В нее вовлечено значительное количество исполнителей, которые обладают совершенно разными навыками. И создание четких инструментов и правил, как на уровне закона, так и на уровне саморегулирования платформ, позволит сделать рынок платформенной занятости прозрачнее, полностью раскрыть его потенциал, привлечь миллионы новых исполнителей и подтолкнуть развитие экономики.