Бородинский хлеб и квас отныне станут деликатесами
Исконная русская зерновая культура – рожь – уходит в небытие, её производство стремятся к нулю. По сравнению с советским временем урожаи упали в десять раз, а качество получаемого зерна «ниже плинтуса». В целом Россия вроде как опять намолотит рекордное количество зерна, хотя почему-то официоз об этом трубить перестал. Не иначе как проблемы с уборкой. Но ржи точно будет сущий мизер.
«В этом году у нас предполагается урожай ржи в 1,8 млн тонн, зерна 1-3 классов ожидается под 97%. Правда, 59% из этого объема – рожь 3 класса. Мы сталкиваемся с ситуацией, когда либо ржаного хлеба у нас не будет в достаточных количествах, либо он станет – я использую такой термин – псевдореликтом. Бородинский хлеб будет стоить дороже высококачественных сортов пшеничного хлеба просто за счет стоимости сырья», – заявил президент Союзе мукомольных и крупяных предприятий Игорь Свириденко.
С рожью действительно проблемы. Согласно данным Росстата, в 2022 году её намолотили 2,179 млн тонн, то есть в этом году будет минус 18%. Но не потому, что проблемы с погодой, просто площади под эту культуру сократились – с 894 тысяч га в 2022-м до 834 тысяч га.
Для сравнения: в Советском Союзе по состоянию на 1990 год урожай ржи составил 22,2 млн тонн, из них на РСФСР пришлось 16,4 млн тонн. То есть сейчас производство снизилось почти в десять раз!
Причины? А тут всё просто – российское сельские хозяйство ориентировано не на внутреннее потребление, а на экспорт. Пшеницы производится много, а ржи – мало. Потому, что в Евросоюзе и в Америке её не употребляют. У прочих потребителей российского зерна данная культура тоже не востребована, посему спекулянты-«зернотрейдеры» скупают её по-дешёвке. Чтобы потом перепродать российским мукомолам. Втридорога, но ведь на экспорте пшеницы зарабатывают ещё больше.
5000 рублей за тонну, то есть почти в полтора раза ниже себестоимости – по таким ценам нынче скупают рожь перекупщики, чем окончательно отбивают у крестьян желание заниматься этой культурой. Да и зерновыми в принципе – у «ржаной проблемы» есть несколько аспектов.
Во-первых, рожь гораздо полезнее пшеницы, это зерно буквально насыщено различными микроэлементами. И вывод его из обращения очень сильно ударит по здоровью нации. Собственно, уже вовсю бьёт – ржаной хлеб дорог, и его мало.
Во-вторых, большая часть сортов пшеницы не приспособлена для выращивания в том же Нечерноземье. Она, конечно, даст какой-то урожай, но хилый, а в целом по погодным причинам он будет крайне нестабильным. Экономически нецелесообразным. Именно поэтому рожь – гораздо лучше приспособленная для Средней полосы – всегда была здесь основной зерновой культурой. Но именно что была…
Третий аспект наиболее серьёзный, он выявляет системную проблему. Половина ржи всегда производилась в Нечерноземье – Московской. Тверской, Ивановской, Владимирской, Тульской, Костромской, Рязанской и т. д. областях. Вторая половина – в Поволжье. На Волге с земледелием ситуация ещё так себе, а вот средняя полоса совсем вымирает. В прямом смысле этого слова. Поля зарастают берёзками, из деревень уезжают последние жители. Ржи нет, да ничего там уже нет.
«Посевы ржи в Российской Федерации неуклонно уменьшаются . Мы одна из трех стран мира, где рожь – традиционный продукт. Это Россия, Финляндия и Германия. Неуклонные уменьшения посевов ржи – это тревожный фактор, о котором мы уже много лет говорим», – отметил президент Российского союза пекарей Алексей Лялин.
Большая часть российского зерноводства нынче сосредоточена в нескольких южных областях, где выращивают только пшеницу. Такая концентрация производства ставит страну в очень уязвимое положение, собственно, это все уже поняли. Нефтяники целенаправленно нанесли удар по житнице России, оставив эти регионы без ГСМ в самый разгар уборочной страды. Явно для того, чтобы продемонстрировать властям кто в доме хозяин. Получилось. И кто в РФ реальный хозяин, все прекрасно поняли.
Проблему так называемой диверсификации (рассредоточения) сельского хозяйства необходимо решать, так как это – прямая угроза продовольственной безопасности России. Без южных областей – если там вдруг что-то случится – мы останемся голодными, производимого в остальных регионах зерна не хватит. Кстати, что сейчас творится на Кубани и у соседей, говорить вдруг перестали. Никаких победных реляций о новых миллионах намолоченных тонн и о сотнях тысячах сжатых гектаров. Минсельхоз тоже внезапно замолчал.
По состоянию на вчерашний день ситуация с ГСМ в основных регионах-производителях зерновых не улучшилась. В Краснодарском крае местная администрация создала специальную межведомственную комиссию, которая будет заниматься мониторингом запасов топлива на АЗС. То есть наблюдать, не более того. А нивы меж тем осыпаются… В соседних регионах творится то же самое.
«Площадь посевов ржи находится на среднем многолетнем уровне. Ожидаемый урожай – порядка 2 млн тонн. Импорт данной культуры в страну минимален. Указанный объем с учетом переходящих остатков достаточен для удовлетворения внутренней потребности для производства муки и хлеба», – успокаивают в Минсельхозе.
Правда, на днях министерство «отожгло» ещё сильней: там заявили, что с начала года розничные цены на хлеб из пшеничной и ржано-пшеничной муки увеличились всего на 1%. Тогда как только после осенних выборов он подорожал сразу на 10%. Иными словами, всё хорошо, прекрасная маркиза. А про ситуацию на Кубани – ни слова! Там, видимо, ничего не происходит.
По оценкам хлебопёков в настоящий момент им нужно хотя бы 1,5 млн тонн кондиционного ржаного зерна. Но будет в лучшем случае только половина, так как из 3-го класса нормального продукта не сделать. Белорусы больше не помогут, так как Батька запретил экспорт ржаной муки. По всем направлениям, в том числе и в Россию. Рожь нужна им самим, там, в отличие от РФ, власти заботятся о здоровье нации.
Рост цен на ржаной хлеб – ещё полбеды. Хуже другое, вместо него начнут появляться различные обманки, суррогаты. Таковых уже хватает, а проблемы урожая-2023 значительно усугубят ситуацию. А эрзацы – это всегда вред.
При текущей социально-экономической политике властей зерновую проблему в РФ не решить. Производство ориентировано строго на экспорт, то есть на снабжение недружественных стран продовольствием. В обмен на валюту, которая остаётся там же, за границей. Несколько регионов выращивают пшеницу, её за гроши скупают посредники и перепродают за бугор. Во всей остальной стране сельские хозяйство или уже померло, или в процессе.
С начала 90-х и по сей день из оборота выбыло около 100 млн га сельхозугодий, более половины из них – пашня. Значительная её часть приходится как раз на упомянутые исконно русские области, где как раз выращивали рожь. Причём процесс продолжается, распаханных полей в Нечерноземье всё меньше. В отдельных регионах не засевается уже более 90% пашни! Например, в Тверской области.
Или вот так. По данным на 1990 год общая площадь земель сельхозназначения в РФ составляла 637,7 млн га. К 2000-му она уменьшилась до 440,1 млн га. На 1 января 2021 года общая площадь сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения по данным Росреестра всего 197,8 млн га.
Обратить процесс вспять возможно лишь при полной смене приоритетов государственной политики, на что пока надежд нет. Село в целом по России продолжает вымирать, посевы той же ржи – сокращаться. При этом экспортные поставки пшеницы растут, равно как нефти и нефтепродуктов. Сырьевой придаток Запада – иначе и сказать невозможно. Колония, без каких-либо перспектив для туземного населения.