Завод «Кристалл» планирует выйти на IPO до конца года

Калужский ликероводочный завод «Кристалл» собирается провести первичное размещение акций на Мосбирже в IV квартале 2023 года. Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на два источника, знакомых с планами компании.

Завод «Кристалл» планирует выйти на IPO до конца года
© Frank Media

Представитель завода подтвердил информацию. Организатором IPO выступит группа «Финам» (она также подтвердила, что действительно оказывает «Кристаллу» услуги по выводу компании на биржу).

Размер размещения может составить от 1 млрд до 1,5 млрд рублей в зависимости от рыночной конъюнктуры, уточнил один из источников. Средства от размещения пойдут на реализацию стратегии роста и замещение ушедших из России западных ликероводочных производителей, добавил он. В «Кристалле» рассматривают механизм cash-in, согласно которому средства поступают в капитал компании за счет дополнительной эмиссии акций, объясняет он.

«Кристалл» – активно развивающаяся компания, недавно купившая завод в Липецке, напомнил директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. Но предприятие не входит даже в топ-10 производителей водки, а потенциал «импортозамещения» ушедших предприятий сомнителен, считает Дробиз: бренды наладили параллельный импорт, в связи с чем ниши не освободились.

Намерение привлечь 1–1,5 млрд рублей через IPO при стоимости активов всей компании в 3,8 млрд рублей по РСБУ по итогам полугодия 2023 года и чистой прибыли в 31 млн рублей довольно амбициозная цель, считает руководитель управления кредитного анализа УК «Ингосстрах-инвестиции» Евгений Воробьев. Объем размещения в 1,5 млрд рублей выглядит как полугодовая выручка компании за этот год и как почти половина текущего баланса, что довольно много, если предположить, что отчетность по РСБУ включает весь бизнес компании, оценивает портфельный управляющий УК «Альфа-капитал» Дмитрий Скрябин.

Доля компании на российском рынке пока небольшая, но по результатам 2023 года эмитент стремится увеличить рыночную долю в два раза, говорит Воробьев. В условиях активного роста экономики страны, возможно, «Кристаллу» удастся реализовать намеченные планы, что позитивно отразится на чистой прибыли компании и будущих котировках акций, отмечает эксперт. В остальном инвесторам необходимо проявить осторожность, считает Воробьев: компания небольшая, свою новую историю ведет относительно недавно, работает на исключительно конкурентном и значительно зарегулированном рынке.

Свою роль может сыграть и успешная борьба властей с контрафактной продукцией, которая занимает примерно треть всего рынка крепкого алкоголя, продолжает Скрябин. Эмитент относительно небольшой, поэтому ликвидность не будет высокой, замечает эксперт. В связи с этим интерес к акциям могут проявить частные инвесторы, исходя из презентации компанией своей стратегии развития и условий размещения бумаг.

В марте 2023 году «Кристалл» впервые вышел на долговой рынок, разместив на Мосбирже трехлетние облигации на 300 млн рублей с квартальным купоном и доходностью к погашению 14,21%. Рейтинг кредитоспособности компании от «Эксперт РА» составил ruB+ (низкий уровень кредитоспособности и финансовой надежности). Большую часть бумаг купили физлица, указывает руководитель управления кредитного анализа УК «Ингосстрах-инвестиции» Евгений Воробьев.

Первой среди российских алкогольных компаний на биржу вышла Novabev Group (бывшая Beluga Group). В 2008 году эмитент привлек около $190 млн, а вся компания была оценена в $1 млрд. Второй алкогольной компанией стала «Абрау-Дюрсо» – в 2012 году предприятие собрало около $13 млн, его оценили примерно в $131 млн. Провести IPO на Мосбирже в 2021 году планировала Mercury Retail Group, управляющая торговыми сетями «Красное и белое» и «Бристоль», но перенесла размещение «из-за ситуации на рынке».