Латвийские учителя обсудили проблемы с оплатой своего труда
В ходе съезда прозвучала информация о том, что количество педагогов в Латвии с каждым годом уменьшается, и молодые специалисты не приходят на опустевшие места: лишь 7% учителей страны не старше 30 лет. Из 500 пустующих вакансий в год удаётся заполнить лишь 150. «Наверное, не ценят педагогов и поэтому престиж профессии ниже, и отношение не только общества, но и детей — другое. Нам нужно поднимать престиж и уважение к учителю, к профессии, как таковой», — считает учитель английского языка из Варкавской средней школы Валентина Семирская. По словам участников съезда, престиж невозможно гарантировать только за счёт самоотверженного труда учителей и осознания ими важности их миссии. Должна быть и финансовая мотивация. Председатель учительского профсоюза Ингрида Микишко заявила: «Если мы хотим развиваться дальше, нужны деньги. Поэтому актуален вопрос, который сейчас словно горячая картофелина — новая модель финансирования, с которой мы не согласны, потому что видим: для очень большой части педагогов условия труда и оплата не улучшатся, а ухудшатся. Разумеется, в такой реформе нет смысла». Как сообщало ИА REGNUM ранее, новая модель расчёта учительских зарплат, предлагаемая Министерством образования, предполагает отмену системы ставок — им на смену придёт штатная единица. Готовы примерные подсчёты: в маленьких классах, где до 10 учеников, учитель может получать 800 евро в месяц. В свою очередь, в классах до 15 человек педагог сможет получать 850 евро, в классах до 20 человек — 900 евро, до 25 детей — 950, в больших классах — до тысячи евро. Все эти суммы значатся получаемыми на бумаге, то есть «грязными», до уплаты налогов. Основные возражения учителей по этой реформе связаны с тем, что она на распространяется на дошкольные учреждения. Если изменения будут внедрены согласно существующему плану, воспитатели детских садов станут получать ещё меньше того, что они имеют сейчас. Профсоюз предлагает реформу дополнить и вводить позже — с 1 сентября будущего года. Министр образования Марите Сейле («Единство»), однако, подчёркивает — в этом случае средств понадобится больше, чем 30 млн евро в год (в такую сумму ныне оценивается стоимость реформы). «Если общее решение — не продвигать реформу, которая относится только в общеобразовательным учреждениям, мы, скорее всего, сейчас вообще никуда не сможем продвинуться. Что же касается учителей, которые могут оказаться в проигравших, ответ прост — нам нужно больше денег», — заявила министр. Удастся ли достичь такого соглашения в условиях, когда госбюджету вновь требуется консолидация, станет ясно через две недели. Учителя пока о забастовке не объявляют — хотя от самой возможности не отказываются. На съезде были произведены и организационные изменения в профсоюзе: его председателем вместо Ингриды Микишко избрана бывшая депутат Сейма Инга Ванага.