Русская сословная пенсия: советский отбор
Краткая история пенсионной системы в России. Часть 3 Одним из главных реформаторов советской пенсионной системы был сталинский нарком Лазарь Каганович. Но до 1980 года пенсионное обеспечение в СССР так и не стало всеобщим. СЕРГЕЙ СЕЛЕЕВ Сословный принцип распределения пенсий никуда не делся и в Советской России. Довольно быстро оформились новые сословия, которым были положены пенсионные выплаты (рабочие текстильных фабрик и стратегических отраслей промышленности, служащие в Рабоче-крестьянской Красной армии), а также те, кому не полагалось ничего: крестьяне, служащие и лишенцы (духовенство, кулаки, бывшие дворяне и купцы). Сохранились, конечно, и персональные пенсии, назначаемые руководством страны за разные заслуги. "За седины твои мы тебе ни одной копейки не дадим" Если о выплате пенсий по инвалидности и нетрудоспособности споров не было, то по поводу целесообразности создания отдельного института пенсионного обеспечения по старости в раннесоветский период развернулась серьезная дискуссия. "Если ты старик и способен еще к труду -- работай,-- декларировал в 1924 году со страниц журнала "Вопросы страхования" работник соцстраха Николай Быховский.-- А лишишься трудоспособности -- получай пенсию. Но за седины твои мы тебе ни одной копейки не дадим". Впрочем, не все работники собеса были столь бессердечными: оппонентом Быховского в следующем номере того же журнала выступил один из руководителей соцстраха Виталий Кузятин: "Советское государство не может встать на точку зрения эксплуатации рабочего до бесконечности... Вместе с тов. Вишневецким (крупный советский теоретик социального страхования.-- "Деньги") мы считаем, что вопрос о страховании на случай старости вполне назрел и Центральному управлению социального страхования следовало бы подумать о проведении его в жизнь". Чтобы получить пенсию по старости, нужно было доказать свою значимость для нового государства. Первые персональные пенсии были введены уже в 1919-1920 годах, и назначали их прежде всего вдовам погибших партийных работников. Массово в середине 1920-х пенсии за выслугу стали получать военные. Пенсионное обеспечение по старости для гражданских было введено лишь 5 января 1928 года в отношении рабочих текстильной промышленности. "Введение страхования на случай старости только в этой производственной сфере объяснялось, во-первых, приоритетом текстильной промышленности среди других отраслей,-- отмечает историк Ирина Скаридова.-- Во-вторых, необходимостью обеспечить стариков-рабочих, которые хоть и не утратили еще трудоспособность, но не могли приспособиться к новым условиям труда, возникающим на текстильных предприятиях в связи с процессами рационализации и переоборудования". Кому причитается Чтобы правильно определить пенсионный возраст, в СССР в середине 1920-х годов было проведено исследование процесса старения и сопутствующего ему снижения трудоспособности. На основе полученных данных был сделан вывод "о значительном снижении трудоспособности... для основной массы рабочих и служащих: у мужчин в 60, а у женщин в 55 лет". Поэтому уже первые советские постановления, регламентирующие назначение пенсий в 1930-1940-х годах, устанавливали привычный нам пенсионный возраст -- 60 лет для мужчин и с 55 для женщин. Более того, было оговорено "обязательное его [пенсионного возраста] постепенное понижение" в будущем на пять лет для каждого пола: до 55 лет у мужчин и до 50 лет у женщин. Весьма скверно в период становления советской власти обстояло дело с обеспечением пенсией инвалидов -- пособие необходимо было оформить в течение двух лет после наступления события, а сотрудники собеса часто вели себя откровенно грубо. "Ульяновская страховая касса,-- выражал негодование рабкор Богданов на страницах газеты "Пролетарский путь",-- заставляет инвалидов труда ходить за получением пенсии за десятки километров". На жалобы инвалидов руководитель городского отдела социального обеспечения Хрущев и его помощники реагировали своеобразно. "Обычным стилем для них стала вопиющая грубость. Выругать посетителя для многих сотрудников собеса -- привычное дело". Сама пенсия тоже была мизерной. Возьмем, к примеру, Иркутск. На 1 октября 1924 года на 1000 застрахованных лиц там приходилось всего 65 пенсионеров (общее число пенсионеров в Иркутске на тот момент было -- 763 человека, то есть пенсионные выплаты получали 6,5% застрахованных). При среднемесячной зарплате в Иркутске 41,6 руб. размер пенсии равнялся 7,5 руб.-- около 18% от заработной платы. Категории граждан, получающих госпенсию по инвалидности и старости, ширились, но, как и в царское время, выплаты по старости предоставлялись лишь тем, кто работал на стратегически важных направлениях: рабочим и инженерно-техническому персоналу текстильной, горной, металлургической и электротехнической промышленности, железнодорожного и водного транспорта. Накопление по-советски В 1935 году пенсионное дело дошло и до опоры советского государства -- до крестьян. Но дошло в весьма специфической форме: правление колхоза по решению общего собрания могло формировать специальный пенсионный фонд, в который направлялись продукты и денежные средства в размере не более 2% от валовой продукции колхоза. Одновременно с государственной с середины 1920-х годов существовала и негосударственная пенсионная система. В рамках промысловой кооперации был организован специальный фонд -- промысловая страховая касса, в которую все промысловые артели отчисляли процент с заработка. Эти средства шли на выплату пособий по временной потере трудоспособности, инвалидности и выплату пенсий. Промстрахкасса была ликвидирована вместе с промысловой кооперацией в конце 1950-х, а все ее средства, как полагается, были зачислены в доход государства. Реформы Кагановича Подготовка нового закона о пенсиях для рабочих и служащих стала одним из первых дел созданного в 1955 году Государственного комитета по труду и зарплате, председателем которого был назначен Лазарь Каганович. В своих воспоминаниях он пишет: "При обмене мнениями в Президиуме Хрущев набросился на меня за предложенные слишком большие, по его мнению, ставки пенсий. Я ожидал возражения со стороны Министерства финансов, но никак не думал, что встречу такое нападение со стороны Хрущева, который всегда демонстрировал свое "человеколюбие" или, точнее, "рабочелюбие". Я ему сказал, что не ждал, что он выступит против. Стараясь оправдать свой выпад государственными интересами, он сказал, что предложения Кагановича государство не выдержит. Его гнев еще более усилился, когда я ему возразил: "Государство -- это не ты. У государства найдутся резервы для пенсионеров"". Новый закон "О государственных пенсиях" был принят в июле 1956 года. По нему выплаты были положены всем рабочим и служащим, имеющим стаж работы 25 лет (для мужчин) и 20 лет (для женщин). Минимальная пенсия составляла 50 руб., максимальная -- 120. За непрерывный стаж работникам могли выплачиваться надбавки, но величина пенсии при этом не должна была превышать 150 руб. Средняя ежемесячная зарплата простого рабочего-строителя того времени, по данным Центрального статистического управления, составляла около 700 руб., рабочего машинно-тракторной станции -- 456 руб., работника водного транспорта -- 906 дореформенных рублей. Буханка ржаного хлеба стоила 1 руб., килограмм мяса -- от 12 до 18 руб., а кожаные туфли -- 150-250 руб. Проще говоря, покупательная способность пенсии тех времен была много ниже нынешней. "Мы, советские рабочие,-- заявлял на страницах "Правды" по поводу закона старейший работник завода "Красный пролетарий" Николай Александрович Каменский,-- на многолетнем опыте убедились, что забота о благе народа является самой большой, самой главной заботой Коммунистической партии и Советского правительства". "Сейчас,-- вторил ему товарищ Боканичев,-- каждому из нас государством обеспечена спокойная старость. Позаботилось наше правительство также о вдовах и сиротах -- жить им будет намного легче. Мы все видим заботу о советском человеке, видим, как успешно проводятся в жизнь мероприятия, намеченные XX съездом КПСС". Принятый закон отменял выплату пенсии по старости работающим пенсионерам, но одновременно увеличил размер пенсии. В результате доля работающих пенсионеров резко сократилась: по некоторым оценкам, с 60% в 1956 году до 9% в 1962-м. Без колхозников Тогда же было принято постановление "О персональных пенсиях". По замыслу советского правительства каждый гражданин, внесший исключительный вклад в строительство советского государства, имел право на персональное рассмотрение его заслуг при назначении пенсии. "Имела место следующая классификация персональных пенсий: пенсия союзного значения в размере до 200 руб.; республиканского значения в размере до 120 руб. и местного значения в размере до 60 руб.",-- приводит данные экономист Алексей Пудовкин. Были свои пенсионные тарифы у работников творческих союзов -- писателей, композиторов, художников. Так, постановлением Совета министров СССР "О пенсионном обеспечении писателей, композиторов, работников изобразительных искусство и членов их семей" размер пенсий членов творческих союзов исчислялся, исходя из среднемесячного заработка или авторского гонорара за последние 12 месяцев либо за любые 5 лет из последних 10 лет до обращения за пенсией. Кроме того, в мае 1956 года вышло постановление Совмина "О распространении законодательства о труде на лиц, работающих в качестве рабочих и служащих в религиозных организациях". За казенной формулировкой скрывалось несколько важных моментов: отныне служителям культа дозволялось организовывать профсоюзы и оформлять пенсии. "Настоятель Всехсвятской церкви Свердловска протоиерей Фесвитянинов тогда заявил что "советское правительство этим постановлением проявило заботу о значительной части трудящихся, работающих в религиозных организациях, и в то же время этим актом значительно улучшило взаимопонимание между Церковью и государством"",-- сообщает уральский историк Алексей Марченко. Все это вызвало недовольство трудящихся и многочисленные жалобы по партийной линии. В январе 1959 года состоялось закрытое собрание партийной организации Совета по делам РПЦ, на котором была подвергнута резкой критике деятельность этого органа во главе с его председателем Карповым. "По 73 епархиям мы разным пенсионерам, работающим в церквях, в год незаконно выплачиваем пенсий около 15 млн рублей",-- заявлялось на совещании. После этого количество церковных служащих было незамедлительно снижено, а соцподдержка церковных работников -- значительно урезана. В декабре 1959 года учителя и сельские медики получили право на пенсию за 25 лет выслуги, а городские работники здравоохранения -- за 30 лет. Эти пенсии выплачивались и работающим пенсионерам. Также право на пенсию за выслугу лет имели некоторые труженики села, артисты театров и летчики. Эти категории могли получать до 40% от своего заработка дополнительно в виде пенсии за заслуги. Максимальный размер ежемесячной пенсионной надбавки к зарплате составлял 1200 руб., а минимальный -- 300 руб. Однако так продолжалось недолго. "После того как в стране в достаточном количестве появились врачи и учителя, государство утратило интерес к их дополнительному стимулированию и ввело ряд ограничений на получение этих пенсий. Во-первых, с 1964 года пенсии за выслугу стали выплачиваться только при оставлении работы. Во-вторых, исчислялись они не из заработной платы, а из тарифной ставки",-- отмечает историк Ольга Капустина. Это привело к тому, что учителя и врачи, которые раньше предпочитали работать и получать доплаты за выслугу лет, теперь стали массово уходить на заслуженный отдых. Таким образом, к началу 1960-х годов пенсию получали все рабочие, все служащие, все военные, персональные пенсионеры всех мастей, художники и писатели, даже служители религиозного культа -- словом, все кто угодно, только не крестьяне-колхозники.