Как евреи с антисемитами дружили

В Умани в ночь с 20 на 21 сентября рядом с местом размещения паломников-хасидов прогремел взрыв, пострадало два прибывших из-за границы иудея. О том, что могло взорваться, можно лишь догадываться (Национальная полиция возбудила уголовное дело по статье «хулиганство»), но речь вполне могла идти о самодельной бомбе. Ежегодное прибытие десятков тысяч паломников на могилу почитаемого ими рабби Нахмана, основателя мощного движения брацлавских хасидов, уже не первый год вызывает резко негативную реакцию со стороны уманьских националистов. И все это — несмотря на тот поток денег, которые паломники из Израиля и западных стран приносят в бедную украинскую глубинку. Украинские СМИ цитируют сейчас посетившего 20 сентября Умань блогера Александра Барабошко, указавшего на «экономическую составляющую этого религиозного туризма: 40 тысяч человек прилетает в Украину и тратит от 1000 долл.» каждый за несколько дней пребывания (в основном на аренду квартир), так что несмотря на шум и оставляемый паломниками мусор, «эта история однозначно выгодна Украине». В начале 2011-х годов украинский туристический журнал Mandry писал, что за неделю праздника паломники оставляют в Умани от 3 до 6 млн. долл. (при многократно более высоком курсе гривны). Проверить эти цифры сложно, так как единственной достоверно известной являются официальные доходы бюджета города в виде туристического сбора, налогов на торговлю, сдачу квартир и транспортные перевозки. В прошлом в этом году ожидалась цифра в 6,8 млн. гривен, но в итоге она составила вдвое меньше — 3,7 млн. (около 143 тыс. долл.). В любом случае, для провинциального украинского города это немало. Все так. При этом начиная с 2010 года местное отделение партии «Свобода»* проводит в дни приезда паломников марши «Умань без хасидов». Осенью 2011 года этот марш был сначала запрещен властями, а затем по факту разогнан «Беркутом», что не остановило кампанию, названную «свободовцами» бессрочной. В том же 2011 году на сайте партии было изложено обоснование этой кампании — целый ряд нападений (в том числе закончившихся тяжелыми травмами) на местных жителей и милиционеров, устроенных иностранными паломниками в городе начиная с 2004 года, массовая скупка хасидами квартир в жилых домах поблизости от могилы рабби Нахмана (в результате чего целый район в городе с повсеместными уличными вывесками на иврите получил неформальное название «израильского»), использование паломниками на улицах и в жилых помещениях различной пиротехники и т.д. Многие из этих случаев подтверждаются СМИ, неоднократно группы паломников подвергались депортации за правонарушения в Умани. Кроме того, не является секретом крайне активное и порой провоцирующее поведение хасидов, периодически выливающееся в массовые столкновения с полицией даже в Израиле. С другой стороны, очевидно, что для уманьской «Свободы» эти случаи стали удачным и долгоиграющим поводом для развертывания кампании «в защиту украинцев». Тем более, что в кампании можно было легко и красиво использовать героизированные Тарасом Шевченко образы гайдамаков, устроивших во время Колиивщины знаменитую Уманьскую резню 1768 года. «Свобода» на тропе войны Феномен успешного выступления «Свободы» на парламентских выборах 2012 года, когда она получила 10,44% голосов по парламентским спискам (против 0,75% в 2007-м и 0,36%в 2006-м) и сумела вырваться далеко за пределы трех областей Западной Украины, состоял из двух факторов. Во-первых, что хорошо заметно при анализе электоральных карт, партия Тягнибока сумела собрать по всей стране голоса умеренных националистов, голосовавших в 1998-м за «Народный Рух Украины», а в 2006-м и 2007-м за коалицию «Наша Украина», включавшую в себя тогда целый ряд националистических партий. Во-вторых, в отличие от прочих замкнувшихся в себе националистов «свободовцы» старались сразу выявлять и возглавлять любые заметные проявления общественного негодования, не обязательно напрямую связанные с национализмом (например, в центре страны это могла быть борьба с точечной застройкой), раскручивая тезис о «бездействии власти» и предлагая жителям помощь своих бойцов. В Умани такой темой стали хасиды. Более того, марш «Умань без хасидов» стал одним из крупнейших мероприятий партии — на него уже в 2011-м стягивались активисты из других регионов, например, прибыл глава «Свободы» в Сумской области Игорь Мирошниченко, винницкие «свободовцы» и т.д. Важно и то, что эта тема позволяла партии Тягнибока «подтянуть» к себе молодых радикалов, еще в 2006-2007 годах презрительно третировавших «свободовцев» как «мягкотелых болтунов». Для молодых ультрас антиеврейская тема была связана не с памятью Хмельниччины или Колиивщины, а с «окончательным решением еврейского вопроса» в Третьем рейхе. К этому откровенно апеллировало и заявление «Свободы» в Черкасской области от 21 сентября 2011 года о том, что кампания «Умань без хасидов» будет «объединять в себе информационные методы, публичные мероприятия, акции прямого действия (этот запущенный нацболами термин праворадикалы трактуют сугубо как насилие. — ред.) и будет направлена на решение хасидского вопроса в Умани». Взятый на щит в Умани «Свободой» визуальный образ повстанцев с обнаженными ножами и слоганом «Тем временем гайдамаки ножи освятили» оказался очень мощным, создав конкуренцию начавшим использовать его несколько ранее бойцам харьковского «Патриота Украины» Андрея Билецкого (появившимся с таким баннером уже на марше УПА в Киеве 14 октября 2010 года). В 2014 году этот образ использовали фанаты харьковского «Металлиста», приурочившие к годовщине Колиивщины (27 апреля) совместный марш с «Правым сектором»* (основу которого составляли бойцы Билецкого) за единую Украину. Этот марш тогда закончился массовым избиением «оплотовцев». В апреле этого года в Умани «Свобода» и «Национальный корпус» (созданная в 2016 году партия Билецкого) провели уже совместное факельное шествие в честь Колиивщины. Идейный враг, он же — спонсор Как известно, в период между выборами 2012 года и Евромайданом одним из основных спонсоров «Свободы» прямо называли олигарха Игоря Коломойского — гражданина Израиля, члена попечительского совета днепропетровской еврейской общины (где в том числе и на его деньги был возведен колоссальный общинный центр «Менора»), президента Всеукраинского союза еврейских общественных организаций «Объединенная еврейская община Украины» и т.д. и т.п. Во второй половине апреля 2014-го под крыло Коломойского в Днепропетровск перебрался с «Правым сектором» Дмитро Ярош, после выхода из этой организации и создания 5 мая 2014 года батальона «Азов» на довольствии олигарха-губернатора находились как минимум до августа того же года и бойцы Билецкого. Как это совместить? Дело в том, что на постсоветском пространстве членство в руководстве национальных или религиозных организаций является для «авторитетных бизнесменов», как правило, не более чем дополнительным способом легализации, а также путем вхождения в неформальный привилегированный клуб, как в своей стране, так и за ее пределами. Большинство этих сильных мира сего будет искренне удивлено, если кто-то попытается отождествить их с бедным обывателем, пуст даже трижды единокровным единоверцем. Второй момент — «ничего личного, только бизнес». Бизнесмен еврейского или армянского (Арсен Аваков) происхождения мог спокойно использовать в своих целях — начиная от рядовых коммерческих разборок и заканчивая рейдерством целых регионов и страны — бойцов из числа пусть и неонацистов. Искреннее возмущение (как известный публичный демарш Филатова против Игоря Мосийчука) вызывали только попытки «шестерок» переметнуться к бизнес-конкурентам (игра Ляшко, депутатом от партии которого в Киевраде был Мосийчук, против Коломойского в пользу Левочкина). До этого хорошо известные антисемитские взгляды Мосийчука, как и прочих членов организации Билецкого, отнюдь не вызывали у команды Коломойского каких-либо вопросов. Да и нынешняя верхушка украинской власти, заигрывающая с националистами, включая президента Порошенко и премьер-министр Гройсмана, не скрывает своего еврейского происхождения. Что ж, часто деньги и власть бьют идеологическую карту в краткосрочной перспективе. Но время играет против таких правителей. * Организации, запрещенные в РФ

Как евреи с антисемитами дружили
© Украина.ру