Ещё
Почти 25 млн россиян станут невыездными
Почти 25 млн россиян станут невыездными
Личный счет
Кому из россиян подняли возраст выхода на пенсию
Кому из россиян подняли возраст выхода на пенсию
Личный счет
США и Китай достигли договоренностей по торговле
США и Китай достигли договоренностей по торговле
Экономика
Гутерреш назвал преимущества низкоуглеродной экономики
Гутерреш назвал преимущества низкоуглеродной экономики
Экономика

Границы в интернете. В России создают реестр разрешенных онлайн-магазинов 

В России появится реестр интернет-магазинов
Фото: pixabay.com
Российские власти планируют обязать интернет-магазины проходить обязательную регистрацию в . Соответствующий реестр российских и иностранных онлайн-продавцов, имеющих право работать на территории страны, может появиться в России в 2019 году.
Соответствующий проект распоряжения правительства, утверждающего план мероприятий по реализации стратегии государственной политики России в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, подготовлен . Документ размещен на сайте ведомства 9 ноября. «Пока это проект для обсуждения», — пояснили Forbes в пресс-службе Роспотребнадзора.
Документ предполагает к 2019 году разработать и принять нормативный правовой акт, предусматривающего обязанность регистрации в налоговом органе доменного имени, используемого продавцом в целях реализации товаров, работ или услуг. Занимающиеся онлайн-торговлей юрлица и ИП также будут обязаны зарегистрировать в ФНС адреса электронной почты своих магазинов.
Уход от анонимности
Необходимость лишения онлайн-продавцов анонимности продиктована статистикой жалоб на интернет-магазины. Из государственного доклада «Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2016 году», размещенного на сайте Роспотребнадзора, следует, что за четыре года количество зафиксированных жалоб потребителей на интернет-магазины утроилось. В 2012 году их было 3412, а в 2016 году — 8765. Проблема рынка электронной торговли заключается в том, что данные о продавце нередко неизвестны. Такая интернет-анонимность, по мнению регулятора, «абсолютно недопустимая с точки зрения общих требований законодательства, поскольку нераскрытие таких сведений ставит под сомнение возможность претензионного урегулирования и существенно затрудняет доступ к правосудию».
Роспотребнадзор в своем докладе приводит данные опроса РОЦИТ, согласно которым 87% пользователей интернета, попавших в беду, чаще всего старались решить возникшую проблему посредством обращения к продавцу (76%). Преодолеть проблему анонимности, считают в Роспотребнадзоре, поможет «малозатратный» вариант — «путем введения обязательного требования об указании юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем доменного имени, используемого им сайта и адреса электронной почты при постановке на учет в налоговом органе с одновременным приданием такой информации публичного характера».
Регулирование рынка онлайн-торговли
Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) оценил объем рынка онлайн-торговли в России в 2017 году в 1 трлн 150 млрд рублей. Проведенная АКИТ экспертная оценка свидетельствует, что 30% российских интернет-магазинов (сайтов) так или иначе нарушают российское законодательство. Поэтому Федоров считает создание реестра интернет-магазинов «очень важной и правильной историей».
Он привел в пример Германию, где уже сейчас любое юрлицо при регистрации передает в регулирующие органы все данные о своих доменах и электронной почте, куда налоговые или другие контролирующие органы могут отправлять свои претензии. Именно к этому стремится Роспотребнадзор и АКИТ. Ведь сейчас в интернете можно найти тысячи сайтов, представляющихся интернет-магазинами, которые принадлежат не ООО или ИП, а неизвестному физическому лицу. А значит речь идет о незаконной предпринимательской деятельности.
«Мы бы хотели, чтобы все интернет-магазины, которые торгуют на территории России, были внесены в этот реестр. В том числе столь любимый россиянами Aliexpress, который до сих пор не заплатил здесь ни одного налога», — пояснил Forbes глава АКИТ.
Он отметил, что наряду с созданием реестра, на сайтах благонадежных интернет-магазинов, где есть кнопка «купить», можно размещать отличительный знак, что с этим сайтом все хорошо. И публиковать на главной странице домена всю информацию о сайте и его владельцах. «Важнее, чтобы была блокировка для тех сайтов, которые Роспотребнадзор сочтет несоответствующими законодательству», — отметил Федоров.
Будет ли это работать
Директор по проектной деятельности также считает, что, несмотря на очевидную бюрократизацию, необходимость в создании реестра интернет-магазинов есть. Сегодня их очень много, они никак не легализованы и зачастую не соблюдают правила российского законодательства, а, значит, покупатель никак не защищен.
При этом Щельцин убежден, что противостоять новым интернет-магазинам, которые на захотят проходить регистрацию в ФНС, сложно. Дело в том, что создать такой интернет-магазин — один день работы техспециалиста и в случае его блокировки его можно развернуть на новом домене за три часа.
«Бороться с такими сайтами не представляется возможным», — отметил Щельцин. Но одна из действенных форм им противодействовать — создавать «белые списки» тех интернет-магазинов, которые предоставили свои данные в ФНС. И популяризировать эти «белые списки», из которых пользователь интернета будет узнавать о том, можно ли магазину доверять.
Кроме того, при попадании интернет-магазина в «белый список», этот факт можно отражать в браузере или при помощи ssl-ключей. Щельцин считает, что иностранные интернет-магазины, в том числе и Aliexpress, также могут быть заинтересованы в создании реестра. «Реестр плательщиков НДС показал, что иностранный бизнес желает выполнять наши требования и идет на сотрудничество», — отметил он. И напомнил, что для зарубежных интернет-магазинов этот реестр также может быть выгоден, так как в рунете создается много фейковых магазинов, маскирующихся под известные бренды.
Видео дня. Попрошайки научились по-новому выманивать деньги
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео