Ещё
Белоруссия обсудит с Россией поставки нефти
Белоруссия обсудит с Россией поставки нефти
Экономика
Украина рано радуется поставкам газа из Польши
Украина рано радуется поставкам газа из Польши
Рынки
Греф дал валютный совет россиянам
Греф дал валютный совет россиянам
Личный счет
Белоруссия получила норвежскую нефть
Белоруссия получила норвежскую нефть
Рынки

Кого чаще всего обманывают карточные мошенники 

Кого чаще всего обманывают карточные мошенники
Фото: Ведомости
Больше всего карточному мошенничеству подвержены пожилые люди, а среди них — прежде всего вдовцы, а также незамужние и разведенные дамы. В среднем без учета возраста мишенью злоумышленников женщины становятся в три раза чаще, чем мужчины.
К такому выводу пришли специалисты , которые проанализировали 71 млн операций с собственными картами за период с начала 2016 г. по 30 июня этого года. Исследование проводилось для разработки антифрод-модели, способной выявлять мошеннические транзакции в режиме онлайн.
Его результаты показывают, что доля фродовых (мошеннических) операций разного рода обычно не превышает 0,05% от их общего числа. «90% этого фрода блокируется банком», — уточняет исполнительный директор «Ренессанс кредита» . Показатели уровня мошенничества рассчитывались как отношение таких транзакций к общему их количеству внутри определенной группы.
Возрастные изменения
Анализ показал, что доля попыток проведения мошеннических операций среди клиентов старшей возрастной группы «66+» в два раза больше, чем у тех, кому 56-65 лет и в четыре раза — чем у молодежи до 25 лет, отмечают в «Ренессанс кредите».
Женщины чаще мужчин попадаются на удочки карточных мошенников в молодом и пожилом возрасте. Например, среди клиентов от 18 до 25 лет доля мошеннических операций у женщин составляет 0,021% и в три раза меньше у мужчин. У клиентов старше 65 лет процент фрод-операций — 0,045 и 0,031 соответственно.
То, насколько человек подвержен рискам карточного мошенничества, зависит еще и от семейного положения клиента, выяснили в «Ренессанс кредите». Больше всего потенциальных жертв мошенников среди вдовцов, что связано с «психологической уязвимостью людей, утративших близкого человека», полагают в банке. Особенно уязвимы мужчины-вдовцы в возрасте от 66 лет. Для них доля мошеннических операций приближается в 0,4%. Это в 25 раз больше среднего показателя и в пять раз больше, чем у вдов того же возраста (0,08%), свидетельствуют данные «Ренессанс кредит». А вот среди неженатых и разведенных мужчин старшего возраста жертв мошенников практически нет, а для женщин той же группы доля фрода превышает 0,03%.
Вычислить жертву
Среди видов карточного мошенничества, по данным «Ренессанс кредита» лидируют несанкционированное использование карт друзьями, родственниками и детьми или Friendly fraud (на его долю приходится 44% всех фрод-транзакций у мужчин и около 20% у женщин), транзакции в интернете, включая поддельные сайты (Card-Not-Present; 50% у женщин и 18% у мужчин), кражи карт мошенниками и потери (Lost/Stolen; 30% у мужчин и 16% у женщин).
«Мошенники, добирающиеся до чужих денег методом социальной инженерии, не выбирают жертв. Как правило, они действуют массово, без разбора», — говорит Афанасьев. Другое дело — кражи карт, отмечает он. По его словам, в этом случае мошенники действительно выбирают по внешности и поведению клиента: «Например, очевидно, что у пожилого человека украсть что-либо гораздо проще».
С карточным мошенничеством чаще всего сталкиваются клиенты старшего возраста, которые не очень интересуются новыми технологиями и зачастую игнорируют правила банка об информационной безопасности, говорит представитель : «Поэтому эта категория клиентов наиболее подвержена методам социальной инженерии».
Реквизиты карт клиентов более молодого возраста, которые активно пользуются картой в интернете, чаще компрометируются на фишинговых сайтах или посредством инфицированных мобильных приложений, отмечает начальник отдела безопасности банковских карт ОТП-банка .
Как блефуют социальные инженеры
Социальная инженерия — один из самых популярных видов карточного мошенничества, отмечают банкиры. Вот как ее приемы описывал замначальника главного управления безопасности и защиты информации : на телефон жертвы приходит сообщение, что карта заблокирована, а для разблокировки предлагается позвонить по указанному номеру. Жертва перезванивает, а на другом конце провода — злоумышленники, которые представляются сотрудниками банка и вынуждают сообщить информацию о карте или подойти к банкомату якобы для разблокировки. Результат один — жертва сама переводит деньги мошенникам.
Другой прием социальной инженерии — рассылка электронных писем с вирусами, объяснял Сычев. Письмо приходит якобы от контрагента, который просит срочно посмотреть новую тарифную сетку, скажем, телеком-оператора. Цель письма — заставить открыть прикрепленный документ либо ссылку, которая приведет к загрузке вредоносной программы. «Если вы не будете открывать такие письма или у вас установлен антивирус, это будет гарантировать безопасность ваших денег и вашей информации», — отметил Сычев.
Не всегда спасают клиентов и дополнительные средства защиты денег на их счетах. Многие банки используют технологию 3D-secure (Master Card Secure Code и Verified by VISA) для обеспечения дополнительной безопасности интернет-платежей клиентов, когда для подтверждения онлайн-операции необходимо ввести код из SMS-сообщения, отправляемого банком на телефон клиента, напоминает Леонтьев: «Однако и это не всегда помогает, так как клиенты сообщают мошенникам и эти коды».
Сохранить деньги
Когда банк подозревает мошенничество с картой клиента (это происходит в случае нетипичных для его обычного поведения операций), он тут же блокирует ее и связывается с держателем, либо сначала звонит ему и просит подтвердить операцию. Руководитель направления по развитию продуктов Group-IB  перечисляет признаки подозрительного с точки зрения банка поведения клиента, которое может говорить о мошенничестве: «отслеживание нетипичного поведения клиентов, последовательность определенных операций, отказ предоставить банку требуемые данные, география перемещений и многое другое». Для проверки любой информации представитель ВТБ советует связываться с банком по телефону, указанному на оборотной стороне карты.
Видео дня. Составлен рейтинг самых коррумпированных стран мира
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео