Олени против банкиров: как живут и работают банки на краю света

Кочевники, монахи, жители закрытых городов… Им приходится объяснять, зачем нужны пластиковые карты и банкоматы, которые только что приплыли по морю. Как живут банки в самых отдаленных уголках страны? В России из 1 112 населенных пунктов со статусом «город» 942 — это средние и малые города с численностью населения меньше 100 тыс. человек. В них проживает 26% городского населения — это более 38 млн человек. Сотрудники Почта Банка рассказали Банки.ру, как развивать бизнес «на краю страны», ежедневно решать проблемы, связанные с предельной географической удаленностью своих точек, а также работать с клиентами, не привыкшим к современным финансовым технологиям. «Я не доверяю свои деньги машине» Магадан — город-порт, расположенный вокруг сопок на берегу Тауйской губы Охотского моря, с суровым климатом и не менее суровой репутацией. От Магадана через основные поселки области проходит федеральная автодорога Р504 «Колыма», соединяющая область с Якутией и «большой землей». Действующей железной дороги в Магадане нет. Для того чтобы доставить туда банкомат, его пришлось отправлять морем. Цитата По словам территориального менеджера Почта Банка Евгении Пащенко, у клиентов банка вызвал острое недоверие банкомат, принимающий купюры: в городе подобных устройств отродясь не видали. «Притом что появление Почта Банка жители города Магадана и области в целом восприняли радушно, некоторые особенности нашей работы вызывали много вопросов. Например, некоторые клиенты не хотели вносить денежные средства по вкладу в банкомат: «Как так, у вас нет кассы? Я не доверю свои деньги машине. А еще у банкомата нет закрытой зоны, я не хочу, чтобы кто-то видел мои деньги». Нам пришлось учить клиентов пользоваться нашими банкоматами. Мы объясняли, успокаивали», — рассказывает Евгения Пащенко. При открытии точки на Чукотке банку пришлось столкнуться с проблемами связи. Чукотка — единственный округ в России, где еще нет стабильного Интернета. Отсюда сложности с работой любых централизованных IT-систем. Поэтому программное обеспечение банка и банкомат подключали через сотовую связь GSM. Отделение банка открыли в поселке Угольные копи, откуда до столицы округа можно добраться либо на вертолете, либо на пароме — в зависимости от времени года. «На Чукотке очень благодарные клиенты, они ценят то, что мы пришли к ним, несмотря на все трудности, которых побоялись остальные», — говорит Евгения Пащенко. «Уважаемые животные переходили дорогу прямо перед моим автомобилем» Коренное население Ненецкого округа — кочевники, но, оказывается, и у них есть потребности в банковских услугах. «Оказавшись в тундре, познакомившись с ненцами, увидев их образ жизни, я поняла, что это самая сложная категория клиентов. Ненцы привыкли жить свободно, независимо и не иметь обязательств, а любые банковские услуги предполагают финансовую дисциплину и ответственность. Тем не менее продукты нашего банка заинтересовали жителей округа именно своей доступностью, и у нас появились первые клиенты, — говорит территориальный менеджер региональной сети Почта Банка Александра Богомолова. — Ненцев, например, очень удивил факт, что совсем недалеко от них в почтовом отделении теперь есть пинпады и, следуя по своему кочевому маршруту, от одного поселка к другому, они могут пополнять счета или снимать деньги. Это их порадовало, так как они часто бывают на почте и переводят деньги своим родителям или детям». Цитата «Одно из самых ярких впечатлений я получила, когда поехала на презентацию в поселок Красное через тундру. На дороге мне встретилось огромное стадо оленей, полторы тысячи голов! Уважаемые животные переходили дорогу прямо перед моим автомобилем, «красный свет» был около получаса, зрелище очень интересное», — вспоминает Богомолова. Монастырский банкомат на месте старой печи На острове Валаам до 2016 года не было ни одного банкомата. На острове живет всего 500 человек, но расположенный на Валааме Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь пользуется большой популярностью у туристов и паломников из России и стран зарубежья. Население острова и туристы не имели никакого доступа к банковским услугам. А для того, чтобы снять с карты деньги или получить пенсию, приходилось ездить на речном судне «Комета» в ближайший город Сортавалу. Об установке банкомата ходатайствовало местное население. «Самая сложная для нас задача была связана с доставкой банкомата на остров. Везти его надо было грузовым кораблем. Как раз в это время разыгрался шторм, и был большой риск закрытия навигации на неделю. К счастью, сильной непогоды не случилось, и банкомат удалось доставить ровно в срок. Но появилась новая проблема: где установить банкомат? На всем острове нашлось только одно место с каменным полом — в сельском магазине. Именно там, на месте предварительно разобранной столетней печи, встал банкомат Почта Банка», — рассказывает управляющий Петрозаводским областным центром Почта Банка Артем Бобин. Первый клиент — глава города Чтобы попасть в один из самых маленьких городов России Островной, где проживает 1 187 человек, необходимо оформлять специальный пропуск. Добраться до города можно только морем, теплоход ходит раз в неделю. «Дорога от Мурманска до Островного заняла четырнадцать часов, добирались на пассажирском теплоходе «Клавдия Еланская». В порту нас встречало руководство города. Сразу же, как только сошли с парохода, мы направились в ДК, где собрались местные жители», — говорит руководитель по активным продажам Мурманского областного центра Почта Банка Наталия Безрукова. Первым клиентом банка стал глава города, который оформил сберегательный счет и заявление на доставку пенсии. «Жителей города удивила возможность снимать и вносить денежные средства через терминал в отделении почты, а также то, что можно проводить все платежи и переводы в онлайн-приложении, — отмечает Наталия Безрукова. — Люди очень заинтересовались продуктами банка, задавали многочисленные вопросы и подавали заявки. Затем мы провели специальную презентацию в военной части для сотрудников Министерства обороны. А на следующий день отдельно встречались уже с руководителями государственных учреждений города. В результате этих презентаций у нас появилось много клиентов, которые перевели в Почта Банк свои пенсии, оформили заявки на сберегательные счета и кредиты». По словам управляющей Мурманским областным центром Почта Банка Валерии Орловой, в Островном их особенно поддержала Анастасия Черенкова, начальник местного отделения почтовой связи, которая в преддверии приезда банкиров организовала раздачу пригласительных на презентацию продуктов Почта Банка. Анастасия стала первым агентом банка в Островном. «Приезжайте и к нам» В Почта Банке говорят, что в банк приходит большое количество запросов из удаленных регионов с просьбой открыть представительство банка в том или ином населенном пункте. На таких территориях банк чаще всего открывает точки в почтовых отделениях, где банковские услуги оказывают сотрудники почты. Точки такого формата не требуют больших вложений. Все, что нужно, — вознаграждение сотруднику почты — агенту банка, Интернет и POS-терминал, с помощью которого можно снять наличные с карты любого банка. При этом клиент вносит деньги в кассу почты, а операция проводится онлайн через POS-терминал. Сегодня в почтовых отделениях уже работают 20 тыс. таких терминалов, а до конца года должны быть установлены еще 30 тыс. Иллюстрации #1 Анна ПОНОМАРЕВА, Banki.ru