Евросоюз ужесточает правила ввоза и вывоза денег

Нормы уже согласованы комитетом постпредов Совета ЕС. Под «наличкой» теперь будут подразумеваться банковские чеки и золото.

Евросоюз ужесточает правила ввоза и вывоза денег
© Reuters

Комитет постоянных представителей стран Евросоюза одобрил изменения в регламент ввоза и вывоза наличных денег. Об этом сообщается на сайте Совета ЕС.

Как и раньше, декларировать нужно будет любую сумму в размере более 10 тысяч евро, однако теперь наличными будут считаться не только банкноты, но и другие высоколиквидные финансовые инструменты: банковские и дорожные чеки, предоплаченные карты и золото.

Наглядный пример так называемой карты предоплаты или карты с хранимой стоимостью — это проездная карта «Тройка», на которую можно класть наличные деньги. Главные особенности предоплаченных карт — анонимность и привязка к общему пулу денежных средств, а не к именному счету. Насколько распространены случаи ввоза денег в Европу с использованием неименных предоплаченных карт, ЕС не указывает.

Теперь декларация о провозе денежных средств должна быть подана вне зависимости от того, находятся ли деньги на руках у путешественника, в багаже или внутри транспортного средства, в том числе в частном самолете. Власти наделяются правом на досмотр любого транспорта.

Новые правила также коснутся наличных, отправляемых по почте, в грузовых контейнерах или с курьером. В таких случаях власти смогут запросить у отправителя или получателя груза декларацию. Все объекты и транспортные средства, которые «могут содержать несопровождаемую наличность», будут тщательно досмотрены. С чем может быть связана такая реформа?

С одной стороны, расширение списка «наличных» фактически уменьшает максимальную сумму денег, которые можно ввезти. Если раньше можно было прилететь в Европу с 9 тысячами евро в купюрах и 9 тысячами евро в золоте, то теперь общая сумма превратилась в 18 тысяч и подлежит декларации.

С другой стороны, можно сказать о том, что Европа просто затыкает дыры, которыми люди начали пользоваться со времен принятия предыдущей версии правил. О нововведениях рассуждает директор московского офиса компании Tax Consulting UK Эдуард Савуляк:

Эдуард Савуляк, директор московского офиса компании Tax Consulting UK

«Я думаю, что это и ужесточение, и акт травматизации. Все-таки людей, которые килограммами везут в ЕС деньги или золото, меньшинство. Большинство пересекают границу с картами. Есть, конечно, и те, кто раскладывает деньги по карманам. Про вывоз слитков золота, я, если честно, не слышал. Выход достаточно простой. Мы понимаем, если вы будете выезжать из России и не задекларируете подобные суммы, вы их здесь и оставите у таможенных органов, до ЕС они даже не успеют доехать. Ну, а те плохие люди, которые хотят что-то купить в ЕС, все-таки зачастую делают это с помощью банковских карт».

Новая реформа Евросовета напоминает реакцию на дело российского сенатора Сулеймана Керимова, которого французская прокуратура обвинила во ввозе в ЕС незадекларированной наличности и отмывании денег на сотни миллионов долларов.

Ужесточение мер комментирует партнер Paragon Advice Group Александр Захаров:

— Я полагаю, что, скорее всего, это не является исключительно реакцией на дело российского сенатора. Нужно говорить о том, что это обычная практика, которая существует во многих государствах. В частности, и в Соединенных Штатах Америки, и в Российской Федерации. Сейчас она получила просто более уточненное закрепление в том виде, в котором она сможет быть эффективно реализована на границах Евросоюза.

— По кому ударит реформа?

— Здесь, конечно, следует ожидать усиления реальных досмотров состоятельных граждан и тех, кто перемещает валютные ценности, к которым теперь отнесены золотые слитки и украшения. Я полагаю, наверное, к ним будут отнесены и часы дорогостоящие, например, которые привыкли носить состоятельные граждане и даже российские чиновники.

— Получается, что российским властям эта история выгодна?

— Здесь нужно отметить, что существуют два интереса: публичный и частный. Если говорить о публичном интересе, то, конечно же, выгодно, так же как и американская «деофшоризация». Частный интерес — это интерес, возможно, самих чиновников и других частных лиц, которые хотели бы незадекларированно перемещать большие валютные ценности. Конечно же, здесь можно говорить о негативных последствиях для такого частного интереса.

Нововведения предстоит утвердить Европарламенту. Закон вступит в силу после публикации в Официальном журнале Евросоюза.