Ещё

Кто вернет деньги? Новые подробности скандала на туристическом рынке 

Кто вернет деньги клиентам разорившихся туроператоров
Фото: РИА Новости
Сразу два крупных туроператора заявили о невозможности выполнить обязательства перед туристами — "Натали Турс" и DSBW-Tours. Обе компании работают с начала 1990-х, проблемы у них возникли практически одновременно, в разгар сезона. Об очередных потрясениях на туристическом рынке и оставшихся без отдыха россиянах — в материале РИА Новости.

Кризис ликвидности

"Несколько недель назад мы начали сталкиваться с кризисом ликвидности. В компании стало не хватать собственных финансовых средств, чтобы своевременно рассчитываться поставщиками услуг", — заявил глава "Натали Турс" .

В итоге, по его словам, оплата испанскому партнеру вовремя не поступила.

"В прошлую пятницу наш партнер аннулировал все брони, начиная с субботы. Информация пришла к нам накануне вылетов, за несколько часов до чартерных рейсов, — пояснил Воробьев. — Нам ничего не осталось, кроме как оперативно отменять чартерные рейсы, так как тысячи туристов могли оказать в аэропортах без трансфера, отелей".

В результате более половины партнеров "Натали Турс" решили аннулировать обслуживание. "Принимающие компании начали отказывать нашим туристам в размещении", — добавил руководитель компании.

Почему это произошло

"Чартерные программы у нас в этом году, к сожалению, имели отрицательные финансовые показатели, — сообщил Владимир Воробьев. — Самолеты летали и недозагруженными, и много мест приходилось реализовывать себе в убыток".

В целом по рынку, как отмечают эксперты, цены путевок по акциям раннего бронирования могли оказаться ниже, чем себестоимость туров.

"В преддверии сезона туроператоры явно рассчитывали на лучшие продажи, — прокомментировал зампред комитета по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи . — Негативно влияет и дорожающее вслед за нефтью авиационное топливо — это серьезно осложнило жизнь туроператорам, уже продавшим турпакеты, в которые были заложены билеты по старой цене".

Даже чемпионат мира и успехи российской сборной "виноваты". Россияне, по мнению Владимира Воробьева, решили никуда не ехать, и спрос упал почти на 40%.
"В компаниях недооценили риски, доллар и евро дороже, чем рассчитывали. Многие туристы остались в России из-за чемпионата мира по футболу — предпочли посмотреть его дома или посетить матчи", — отмечает директор аналитического департамента "Альпари" .

Сколько туристов пострадали

Сейчас, по данным Ростуризма, за границей находятся около 3,5 тысячи туристов "Натали Турс" и порядка 250-300 туристов DSBW. Туристов с оплаченными путевками без перспективы ими воспользоваться может оказаться еще больше.
Причем деньги, как сообщают некоторые клиенты, принимали до последнего момента. Например, по словам туристки , вторую часть оплаты за тур "Жемчужины Бенилюкса + Германия" у ее мамы взяли в тот же день, когда DSBW-Tours приостановил деятельность.
Руководитель DSBW Карен Гончаров проинформировал, что "все оформленные туристы застрахованы в "СК Инвест-Страх" на 50 миллионов рублей и "СК Орбита" также на 50 миллионов рублей".

"Этих денег полностью хватает, чтобы компенсировать стоимость неоказанных услуг", — подчеркнул он.

Но туристы, которые должны были отправиться в поездку в ближайшие дни, опасаются, что страховщики им деньги не вернут.

"Я потеряла 100 тысяч рублей, но я еще заработаю. Мама потеряла 175 тысяч. Она копила на эту поездку, когда работала, сейчас на пенсии, денег не восполнить, дохода у нее уже нет. Главное — хотя бы получить паспорта", — рассказывает реставратор , которая 6 июля вместе с мамой планировала отправиться в тур "Эксклюзивная Нормандия и Бретань + неделя в Париже".

Вывезут всех?

Глава Олег Сафонов подтвердил, что туристам за рубежом не о чем волноваться: "У наших туристов либо есть на руках билеты на регулярные обратные рейсы, либо чартерная программа выполняется следующим образом: туда самолеты летят пустыми, а находящиеся за рубежом возвращаются на них на родину".
Впрочем, по словам главы "Натали Турс", некоторым туристам пришлось самостоятельно оплатить отели. Воробьев также сообщил, что компания планирует вновь начать продавать туры в октябре.
Так что в страховую компанию туристы, остающиеся в России и пострадавшие от аннуляции будущих туров, обратиться, видимо, пока не могут.

"Юридически компания себя банкротом не объявляла, страхового случая пока нет, поэтому и повода для обращения нет, — пояснил директор по связям с общественностью . — Мы только можем сказать, что при наступлении страхового случая со своей стороны, естественно, все обязательства в полном объеме выполним".

Владимир Воробьев пообещал, что механизмы компенсации будут определены в ближайшее время.

"Думаю, самый быстрый и понятный инструмент, это когда туристы забирают выкупленные, оплаченные, выписанные билеты, и это уже минимум третья часть того, что мы должны, — уточнил он. — Дальше самостоятельно или с помощью своего агентства решают вопросы о том, как оплатить проживание".

"Мы по договоренности с ведущими сетевыми компаниями будем давать обязательства со стороны "Натали Турс" на нереализованные услуги — предоставим возможность этими услугами воспользоваться в будущем", — добавил Воробьев. Но речь идет лишь о следующем лете.
Точные сроки возврата средств тем, кто откажется от самостоятельной доплаты и предпочтет дождаться компенсации от туроператора, пока не известны.

"Я купила тур в Испанию в отель в городе Ллорет де Мар, но мне позвонили представители турагентства и сообщили о проблемах у туроператора, — рассказывает , директор департамента в компании "Первый канал. Всемирная Сеть". — Я часто покупала путевки именно "Натали Турс", и никогда не было проблем. В этот раз мы с турагентом позвонили в отель и выяснили, что наша бронь не оплачена. Но хотя бы уже подтверждены электронные билеты на самолет, на регулярный рейс".

Пока, по словам Ольги, единственный предложенный ей вариант все-таки улететь на отдых в Испанию — это заново заплатить за отель и ждать потом компенсации.

Что делать пострадавшим туристам

Эксперты правовой службы АТОР разъяснили: тем, чьи туры были аннулированы, необходимо составить заявление на возврат денежных средств и передать его по месту приобретения тура. Нужно четко указать причину: неисполнение туроператором обязательств и невозможность воспользоваться оплаченным туром. К заявлению следует приложить необходимые документы и подтверждение всех расходов.
Правда, в законе "О защите прав потребителей" нет точных сроков возврата денежных средств за неоказанные услуги, есть лишь пункт о сроках ответа на письменное заявление потребителя — десять дней.

Системного кризиса нет

"Поток россиян, отправляющихся за границу, явно не снизится. Но они будут осторожнее подходить к выбору поставщика услуг — будь то авиакомпания, отель или туроператор", — уверен менеджер по развитию Skyscanner в России .

По мнению экспертов, то, что случилось, вряд ли повлияет на туротрасль в целом. "Системного кризиса на российском туристском рынке нет", — полагает глава Ростуризма Олег Сафонов. Он напомнил, что сейчас в России действует 631 туроператор в сфере выездного туризма и уровень финансовой защищенности потребителей туристских услуг достаточно высокий. "Граждане могут спокойно планировать отпуск и отправляться на отдых", — отметил Сафонов.
Исполнительный директор АТОР сказала РИА Новости, что "на туротрасли данные события никак не скажутся, а для "Натали Турс" — все зависит от того, как они будут выплачивать компенсации".
Видео дня. Ставки по ипотеке к концу года могут упасть до 7 процентов
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео