Moody's: развитие цифровых технологий увеличит разрыв в конкурентных позициях российских банков
По мере распространения в России интернет-банкинга и безналичных платежей диспропорции в затратах игроков банковского рынка на технологии будут вести к увеличению разрыва в их конкурентных позициях. Об этом говорится в опубликованном в четверг обзоре рейтингового агентства Moody's Investors Service. Аналитики констатируют, что прибыльность российских банков находится под давлением в результате уменьшения маржи на фоне снижения процентных ставок. Это давление усиливают ужесточение правил резервирования начиная с 2013 года и поэтапное внедрение требований «Базеля III» по капиталу, ограничивающих рост высокодоходных активов банков. «Инвестиции в цифровые технологии могут помочь российским банкам остановить падение прибыльности, однако продвинутые цифровые платформы требуют больших первоначальных инвестиций и дорогостоящего регулярного обновления, — рассуждает младший вице-президент, аналитик Moody's Петр Паклин, чьи слова приводятся в англоязычном релизе агентства. — Банкам с более сильными показателями прибыльности проще позволить себе такие расходы». Более прибыльные банки, такие как Сбербанк и Райффайзенбанк, а также работающий без сети отделений Тинькофф Банк, имеют возможности для дальнейшего укрепления своих конкурентных позиций, поскольку могут вкладывать необходимые средства в удовлетворение быстрорастущего потребительского спроса на цифровые продукты, полагают в Moody's. По мнению аналитиков, в целом у России крепкая база для развития финтех-сферы. Более чем у 70% взрослых россиян есть доступ к Интернету; быстро распространяется использование смартфонов и других мобильных устройств с выходом в Интернет. Доля банковских счетов с онлайн-доступом за пять лет выросла более чем впятеро, составив 22,1% от общего количества банковских счетов по состоянию на конец 2017 года. Также россияне все чаще совершают безналичные платежи, о чем свидетельствует заметный рост использования дебетовых и кредитных карт. Такие изменения в потребительском поведении вкупе с популярностью электронной коммерции в России подстегнут спрос на платежные и банковские сервисы в онлайн-формате, заключают эксперты.