Ещё

Самообеспеченная старость. Ждут ли банки притока клиентов из-за пенсионной реформы? 

Самообеспеченная старость. Ждут ли банки притока клиентов из-за пенсионной реформы?
Фото: РИА "ФедералПресс"
Благонадежные клиенты
Статистика свидетельствует, что спрос на финансовые услуги среди людей старшего возраста растет. С одной стороны, сказывается рост финансовой грамотности в обществе. С другой, увеличивается их потребительская активность. Новые поколения пенсионеров меньше боятся ввязываться в отношения с банками.
По данным, которые предоставило «ФедералПресс» Объединенное кредитное бюро, в первой половине этого года по сравнению с аналогичным периодом 2017-го число новых заемщиков старше 60 лет в России увеличилось почти на 14% — с 1,55 до 1,75 млн человек. Доля пожилых граждан в общей массе заемщиков выросла с 14,2% до 15%. Увеличился и средний размер кредита — с 99 до 107 тысяч рублей.
Прирост новых заемщиков обеспечен в основном увеличением числа кредитных карт, выданных пенсионерам. Гражданам в возрасте 60+ выдается в 1,7 раза больше карт, чем в прошлом году (593,3 тысячи против 351,7 тысячи карт в первом полугодии 2017-го).
Ситуация с кредитованием старшего поколения во многом повторяет общую тенденцию в потребительском кредитовании. С другой стороны, это связано со сменой поколений, сказал «ФедералПресс» исполнительный директор банка «РенессансКредит» Дмитрий Курганов: «Если ранее пенсионеры в основном размещали свои накопления на вкладах или получали пенсии, то сейчас они стали чаще оформлять кредиты и кредитные карты. Банки же, в свою очередь, предлагают этой категории граждан более привлекательные условия, посколькукредитные риски в данном случае ниже».
Пенсионеров можно назвать благонадежными клиентами: они берут небольшие кредиты и имеют хорошую платежную дисциплину, у них есть гарантированный источник дохода. «Кроме того, финансовая грамотность этой категории населения за последние несколько лет существенно выросла. Люди более старшего возраста не хотят отставать от своих детей и внуков и активно осваивают современные гаджеты и интернет, что позволяет им быть более осведомленными и иметь представление о том, что происходит в различных сферах, в том числе и банковской. Поэтому многие банки расширяют свои линейки за счет продуктов, которые ориентированы на людей пенсионного возраста и предлагаются на специальных условиях», — сказал Курганов.
Реформа подогреет спрос?
Повлияет ли как-то пенсионная реформа на спрос старшего поколения на банковские услуги или нет, однозначно сказать нельзя. Начальник отдела по работе с клиентами разделяет мнение о том, что повышение пенсионного возраста только стимулирует граждан обращаться к банкам и другим финансовым институтам.
«Конечно, интерес и активность людей предпенсионного возраста к банковским продуктам повысится, так как выход на пенсию переносится на пять лет. Любой человек объективно понимает, что лучше начинать откладывать как можно скорее, а с учетом смещения сроков получения пенсионных выплат терять время никто не захочет», — сказал «ФедералПресс» Королев.
Эксперт полагает, что банки рано или поздно должны будут отреагировать на эту тенденцию: «Поток клиентов создаст тренд, который банки не смогут игнорировать и, конечно, начнут поддерживать продуктовой линейкой. И это уже происходит — индивидуальный инвестиционный счет, народные облигации федерального займа тому хороший пример».
В свою очередь, доцент кафедры «Финансовые рынки» РЭУ имени Плеханова Лазарь Бадалов полагает, что никакого всплеска интереса к банковским услугам у предпенсионеров ожидать не стоит.
«Скорее всего банки расширят возрастной период предоставления кредитов населению. Сейчас максимальный срок действия кредитов ограничен пенсионным возрастом граждан. С увеличением пенсионного возраста увеличатся и сроки кредитования. На этом изменение продуктовой линейки банков из-за увеличения пенсионного возраста остановится. Дело в том, что предпенсионеры и сейчас не проявляют высокого спроса на банковские услуги в связи с предстоящим выходом на пенсию. Вряд ли после увеличения пенсионного возраста у населения появится потребность в новых банковских продуктах», — сказал Бадалов «ФедералПресс».
Что говорят банки
О своем желании как-то подстроиться под меняющиеся условия пока заявлял только . Его глава в интервью телеканалу «Россия 1» сказал, что главный банк страны думает над особыми условиями рассрочки для пенсионеров на товары длительного пользования. «Мы будем создавать продукты со скидками для людей старшего возраста и будем привлекать к этим продуктам других наших партнеров», — сказал Греф, рассказывая о кредитовании.
В другом крупнейшем госбанке, на вопросы о возможных изменениях услуг для пенсионеров «ФедералПресс» ответить не успели. В  промолчали. В  рассказали, что у них уже есть пакет услуг, который они предлагают пенсионерам. Свои планы на будущее в организации не раскрыли.
В частных банках, откуда «ФедералПресс» удалось получить ответ, не планируют расширять спектр услуг для пенсионеров. Нынешние программы привлечения клиентов старшего поколения там считают достаточными. Запускать какие-то отдельные продукты для предпенсионеров в банках пока тоже не намерены.
В  (который готовится к слиянию с «Открытием») говорят, что у них уже и так довольно развития линейка продуктов для старшего возраста, включая специальную горячую линию и льготную ставку по кредитам. «До конца года мы планируем сфокусироваться на поддержке уже запущенных в банке продуктов и сервисов для данной аудитории. На данный момент мы обслуживаем порядка миллиона пенсионеров», — отметили в банке.
В  проинформировали, что у них также действуют особые условия при обслуживании пенсионеров. В частности, как и в «Бинбанке», предельный срок кредитования установлен на уровне 70 лет. Дополнительно повышать его банки не планируют.
В свою очередь, в банке «Русский стандарт» констатируют, что наиболее востребованной услугой для пенсионеров у них остаются депозиты. Все больше людей старше 50 лет стараются хранить свои деньги на вкладах, при этом банкиры стараются привлекать их повышенными ставками.
«Стоит отметить, что старшее поколение клиентов активно интересуется современными технологиями, пользуется мобильными сервисами банка. Поэтому не исключено, что в дальнейшем в банке могут появиться дистанционные услуги и продукты специально для клиентов пенсионного возраста. За первое полугодие 2018 года количество активных клиентов в мобильном банке увеличилось по сравнению с прошлым годом. Пользователей в возрасте 50-59 стало больше на 32%, а клиентов старше 60 лет — на 27%», — сообщили в «Русском стандарте».
Получить ответы от , , «Почта банка», и ряда других не удалось.
Банки России сократили доходность по счетам в евро
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео