Банки ставят на небанковские сервисы

18 сентября в «БКС Банке» официально заработал цифровой банк «Сфера». Это событие было отмечено достаточно помпезной презентацией, что неудивительно: разработка цифрового банка началась еще в 2016 году – к открытию нового сервиса банк, входящий в финансовую группу БКС, шел 2 года. Для внешнего наблюдателя в этом событии бросается в глаза одно обстоятельство: система обслуживания, на которую в «БКС Банке» возлагают большие надежды, прежде всего рассчитана не на банковские, а как раз на небанковские услуги.

Банки ставят на небанковские сервисы
© Инвест-Форсайт

Художник: Юрий Аратовский

Видео дня

Четыре стороны сферы

Разумеется, обычное РКО в ней тоже «зашито», но на презентации обращали внимание на совсем другие виды обслуживания. В рамках «Сферы» корпоративным клиентам и предпринимателям предлагают четырех «умных онлайн-помощников»: «бухгалтер» (для ведения бухгалтерии), «делопроизводитель» (для организации электронного документооборота), «финансовый директор» (для финансовой аналитики) и «юрист» (соответственно, для юридических консультаций). Далеко не все услуги банк предоставляет сам, в «Сфере» интегрировано целое семейство известных на рынке решений: «Контур.Экстерн» (сервис по сдаче онлайн-отчетности), «Контур.Диадок» (системы электронного документооборота), «FreshDoc» (онлайн-конструктор документов), «Документовед» (онлайн-сервис оформления документов), «CashOFF» (сервис управления финансами), «Юридическая помощь PPO24» и «Бухгалтерия Небо».

Итак, новейшая система дистанционного банковского обслуживания (ДБО) сегодня включает в себя большое число небанковских услуг, причем удается это банку благодаря тому, что его онлайн-платформа фактически является маркетплейсом, на котором собрано какое-то количество сервисов от компаний-партнеров. И дело касается не только одного «БКС Банка» – в сущности, это важнейший тренд в современном российском банковском бизнесе.

Банк больше не кредитная организация

«Небанковские сервисы активно внедряются и предоставляются сейчас практически всеми участниками рынка», – считает руководитель направления дистанционного обслуживания юридических лиц «» .

За те несколько лет, что сервисы этого рода развиваются на банковских сайтах, они уже претерпели определенную эволюцию. Многие банки сначала начинали выстраивать маркетплейсы для физических лиц, однако затем разочаровались в этой модели. Андрей Фадеев также указывает, что первоначально драйверами роста этих сервисов были банки, ориентированные на малый и микробизнес. Но в дальнейшем тренд подхватили все участники финансового рынка.

«Сейчас сложно представить банк, который предлагает только ДБО без хотя бы одного небанковского сервиса, – уверен Андрей Фадеев, – если в 2014 году это было в новинку как некий дополнительный сервис банка, то сейчас наличие небанковских сервисов у банка перешло в разряд must have».

В сущности, мы медленно приближаемся к новой эпохе в истории банковского бизнеса – превращения банка в платформу, где можно найти самые разные сервисы и услуги: фактически в бэк-офис своих клиентов.

«Сегодня банк не просто кредитная организация, оказывающая финансовую поддержку предпринимателям, банки становятся комплексным поставщиком решений для бизнеса, предоставляя в режиме витрины – маркетплейса – сервисы и услуги для бизнеса», – говорит директор департамента развития продуктов и процессов малого и среднего бизнеса банка «Восточный» .

С ней согласен директор департамента транзакционного бизнеса и привлечения ресурсов Филипп Литвиненко.

«Задача банка – стать для клиентов единым окном решения разнообразных задач, возникающих при ведении бизнеса. Такой подход позволяет повысить качество и скорость обслуживания клиентов и, соответственно, повысить лояльность по отношению к банку».

Набор сервисов, предлагаемых банками, достаточно стандартен. В сообщили, что наибольшей популярностью пользуются юридические и бухгалтерские услуги. Это объяснимо: для бизнесменов-новичков содержание штатного юриста или бухгалтера обходится дорого, а работа с компаниями на аутсорсинге многих пугает. При этом, по словам Андрея Фадеева, на платформах многих банков представлен сервис проверки контрагентов «Светофор».

«Он очень органично вписан во многие системы ДБО и пользуется спросом у клиентов», – уверен эксперт.

Любой каприз за ваши деньги

Системы небанковских сервисов в банках возникают сегодня буквально на глазах. Так, в Московском кредитном банке маркетплейс небанковских решений заработал в начале 2018 года. В нем клиенты могут воспользоваться предложениями от партнеров банка и получать преференции в разных направлениях: бухгалтерском обслуживании, телефонии, сдаче электронной отчетности в госорганы, электронном документообороте, онлайн-проверке контрагентов, а также создании сайтов «с нуля». Кроме того, с 1 июня 2018 года банк запустил сервис прямого обмена документами между банком и системой «1С: Предприятие 8» (Host-to-Host 1C), который позволяет осуществлять прямой обмен электронными документами без экспорта файлов.

в июле 2017 года запустил онлайн-платформу Profit, где собраны партнерские сервисы для удаленного ведения малого и среднего бизнеса. Здесь в формате «единого окна» можно воспользоваться не только бухгалтерскими и юридическими сервисами, но и, например, сервисом-агрегатором курьерских служб Catapulto и витриной по продаже залогового имущества.

Аналогичная платформа банка «Уралсиб» называется «Бизнес-плейс», она была запущена в октябре 2017 года. В пресс-службе банка платформу определяют как «магазин решений для бизнеса, где предприниматели могут подобрать себе проверенных поставщиков услуг для ведения и развития своего дела». Среди прочего, платформа предоставляет такие услуги, как CRM-системы и услуги компьютерных мастеров.

В Московском кредитном банке система ДБО позволяет совершать не только стандартные операции по управлению счетами, но и, например, получать услуги по валютному контролю: консультации по внешнеэкономической деятельности, помощь при составлении внешнеторговых контрактов, сервис уведомления об ожидаемых нарушениях валютного законодательства.

Банк «Восточный» в своей работе с малым и средним бизнесом осуществляет некоторые функции инвестиционного института. В банке действуют сервисы по развитию и созданию бизнеса, такие как бизнес-инкубаторы и услуги по регистрации ИП и ООО. В планах «Восточного» – предоставление услуг эквайринга от ведущих процессинговых компаний.

Как можно видеть, у «Сферы» серьезные конкуренты, но, как заявил CEO «Сферы» , отличие «Сферы» заключается в глубокой интеграции всех сервисов между собой при работе под единым интерфейсом. Все сервисы «Сферы» связаны между собой: если предприниматель создаёт договор с помощью «Делопроизводителя», то данные о новом договоре автоматически учитывает «Финдиректор», который вовремя предупредит предпринимателя о просрочке платежа контрагента, и одновременно «Бухгалтер», который учитывает платежи по договору для уплаты налогов.

Зачем это банкам?

О том, почему банки двинулись в изначально не свойственную им сферу услуг, «Инвест-Форсайту» попытался объяснить доцент Российского экономического университета им Г.В. Плеханова . Прежде всего дело в нарастании конкуренции. С развитием дистанционного банкинга количество и расположение офисов банка перестало играть роль важного преимущества. Между тем клиентов из сектора малого бизнеса интересуют в первую очередь самые базовые банковские услуги – такие как РКО, зарплатные проекты, инкассация и эквайринг. Поэтому банкам становится все сложнее выделяться на фоне друг друга: все предлагают малому бизнесу одни и те же банковские услуги по очень близким ценам и с доставкой через интернет. В этой ситуации дополнительные небанковские сервисы оказываются как раз весьма кстати.

Вторая причина заключается в том, что в условиях макроэкономического застоя кредитные риски растут, и банки ищут любые способы увеличить свои непроцентные доходы.

Третья причина – информационная: по словам Александра Мясникова, предоставляя бухгалтерское или юридическое обслуживание, банки получают возможность лучше узнать своих клиентов.

Наконец, четвертая причина связана с конкуренцией финтех-компаний, которые постепенно завоевывают банковский рынок. Российские банки, таким образом, пытаются подготовиться к «цифровой революции» и изменить свои бизнес-модели.

К четырем причинам, названным Александром Мясниковым, можно прибавить еще три. Многие банки в силу особенностей бизнеса и достаточно больших оборотов, как правило, располагают неплохой IT-экспертизой. Сейчас появилось много сетевых сервисов, которые банки могут интегрировать в свои платформы. Кроме того, маркетплейсы вообще часто начинаются с сервисов, которые уже располагают достаточно большой наработанной заранее аудиторией, например есть опыт создания финансовых маркетплейсов на основе СМИ. Ну и банки для роли «стержня», вокруг которого буду группироваться другие сервисы, подходят как нельзя лучше.

«Можно с большой степенью уверенности предположить, – полагает Александр Мясников, – что в обозримом будущем тренд, связанный с предоставлением банками своим клиентам дополнительных небанковских онлайн-услуг, будет только усиливаться».

Автор: Константин Фрумкин