Украинцы через офшор залезли в карманы россиян
Компания Pride World International на рынке сетевого маркетинга предлагает сказочные богатства своим участникам. Описание продукта, видеопрезентации и мотивирующие речи буквально манят доверчивых, но неразборчивых граждан.
В редакцию News.ru обратился молодой человек по имени Михаил, получивший негативный опыт сотрудничества с данной компанией.
«В компанию меня затянул старый знакомый. В принципе, я слышал про подобные вещи раньше, но как-то отдалённо — кто-то говорит, что они мошенники, кто-то наоборот нахваливает, что там просто не всем дано заработать», — рассказывает Михаил.
Pride World International — разработчик мобильного приложения «Прорыв», суть которого в том, чтобы мотивировать людей на успех в тех или иных отраслях. Для регистрации в проекте нужен так называемый куратор — человек, который привёл вас в игру и помогает решить возникающие вопросы.
«Немножко насторожило, что просто прийти к ним с улицы невозможно. Обязательно нужно, чтобы тебя кто-то пригласил», — сетует пользователь.
Вход в «пирамиду»
Михаила встревожила необходимость покупки стартового пакета. По его словам, таких предложений от компании несколько, все они стоят по-разному и, в зависимости от цены, предполагают разные уровни доступа к тем или иным функциям приложения.
«У пользователей есть возможность обратиться в Роспотребнадзор. Также можно написать заявление в правоохранительные органы. Ещё можно оставить неблагоприятный отзыв в приложении, чтобы другие пользователи не покупали его», — отмечает директор ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров Владимир Зыков.
Цены на стартовые пакеты начинаются от $14. Самый дешёвый — «Тест» сроком на месяц — именно столько и стоит, но практически ничего не даёт по функционалу. Судя по описанию на сайте, он предоставляет доступ к тренингам и образовательным программам приложения по формированию новых привычек. Что это за привычки, на сайте не уточняется. Зато говорится, что пакет не даёт возможности построения партнёрского бизнеса. Под ним подразумевается обыкновенный бинарный маркетинг — принцип построения финансовых пирамид.
Проще говоря, схема не нова: принеси 100 рублей и получишь возможность позвать двух друзей, которые тоже принесут по 100 рублей. Из этих денег часть вернётся тебе, другая уйдёт основателю фирмы.
Есть в приложении набор привилегий под названием «Клиент». Он стоит $100 и включает всё то же самое, что и «Тест», но он тоже не позволяет получать прибыль от приглашённых людей. Бинарный маркетинг станет работать на вас только при покупке пакета «Партнёр», стоимость которого составляет $150. Примечательно, что в этом продукте почему-то есть ограничения по выплатам — максимум 200 баллов в неделю, а остальное идёт в доход компании.
Баллы — это внутриигровая валюта приложения «Прорыв». По закону они не являются финансовыми средствами и не имеют денежного эквивалента. На них можно лишь купить новые игры и тренинги сервиса.
На сайте указано, что у компании есть ещё два «игровых» ресурса: своя криптовалюта «PrideCoin» и «Игровая монета». Последнюю якобы можно обменивать на деньги и ценные призы.
Самый дорогой пакет в компании стоит $4920 (около 340 тысяч рублей). За эти деньги приложение позволяет получать хороший бонус от продаж пакетов и за приглашённых друзей. Часть этих денег всё равно идёт в доход Pride World International.
Интересно, что во вкладке «Основные положения» указано, что срок действия любого пакета — 52 недели. Иначе говоря, даже внеся $4920 вы сможете пользоваться приложением только один год.
Цена бесплатного
Задания и тренинги приложения носят мотивирующий характер и посвящены саморазвитию. Такие мастер-классы проводят, как правило, относительно популярные блогеры. Например, проект «instaдвижуха» ведёт саратовская журналистка Ляман Мамедова. За 40 дней девушка обещает научить всех желающих искусству фотографии и ретуши снимков, раскрыть секреты позирования, что, по её мнению, несомненно приведёт к популярности участников проекта в Instagram. На момент публикации у Ляман было почти 9 тысяч подписчиков в Instagram. Журналистка внешне привлекательна, а потому не исключено, что секрет успеха блогера кроется в её сфере деятельности и образе, а не только в умении фотографироваться.
Ещё один курс в приложении «Прорыв» — экспресс-уроки английского языка «TurboEnglish». Ведущей числится киевский преподаватель Алёна Привиденцева. По открытым данным, девушка уже семь лет успешно преподаёт эту дисциплину онлайн и ведёт влог на YouTube, где её видео можно смотреть бесплатно. Есть у автора и свой сайт, на котором желающие могут купить её программы. Например, «Разговорный Английский за 30 дней» стоит 3190 рублей. Потому возникает закономерный вопрос, зачем использовать платные сторонние сервисы, если можно напрямую обратиться к преподавателю.
News.ru связался с офисом Алёны Привиденцевой, чтобы уточнить этот момент. Однако менеджер, взявший трубку, принялся убеждать корреспондента в том, что курс в рамках приложения «Прорыв» — базовый и неполный. Для большего эффекта, посоветовал он, следует купить одну из обучающих программ в компании «English4future», основанной Алёной. Аудиозапись разговора имеется в распоряжении редакции.
Анастасия Комарова, маркетолог, основатель маркетингового агентства Cleverra.ru рассказала News.ru, почему блогеры могут быть заинтересованы в подобных авантюрах. По ее словам, блогеры зарабатывают на рекламных постах, на нативной интеграции. Что рекламировать, а что нет — это выбор каждого и зависит от порядочности, подчеркнула она.
Таким образом, заработок в Instagram зависит от трёх факторов:
- количество подписчиков;
- вовлечённость (среднее число лайков + комментариев + сохранений / кол-во подписчиков);
- чистота аудитории (кол-во русскоязычных аккаунтов, имеющих аватарку и опубликовавших последний пост не далее, чем 30 дней назад, а также имеющие не более 1000 подписок).
Двое из «ларца»
News.ru нашёл информацию о Pride World International LLP в реестре Регистрационной палаты Великобритании. Согласно этим данным, компания основанная 24 октября 2017 года, находится в офисе на площади Saint James в центре Лондона. ООО «PRIDEWORLDINTERNATIONAL» принадлежит двум оффшорным фирмам, зарегистрированным на Маршалловых Островах. Управляют PRIDE двое граждан Украины — Артём Астапов и Артём Нестеренко.
«Офшор — это компания, зарегистрированная в стране с льготным налогообложением. Оффшорные зоны широко используются финансовыми пирамидами и компаниями с неоднозначной репутацией именно по причине отсутствия адекватного контроля за их деятельностью. Недаром для обозначения оффшорных зон в разных странах используются также термины „налоговое убежище“, „налоговая гавань“ или „налоговый рай“», — пояснил адвокат правового центра «Человек и Закон» Вячеслав Лоскутов.
Артём Нестеренко — личность в сетевом бизнесе известная. По скудным данным, которые есть о нём в Сети, до основания PRIDE он был замечен в сомнительных проектах TianDe и SETinBOX.
Первый проект — классическая сетевая компания, занимающаяся продажей дорогой китайской косметики на Украине. Просуществовал проект недолго, и на форумах до сих пор можно встретить гневные посты людей, которые понесли убытки.
SETinBOX отдалённо напоминает «Прорыв». Фирма позиционировала себя как IT-проект, но в основе лежал всё тот же бинарный маркетинг. Участники сети именовались инвесторами инновационной компании. Продукт преподносили как уникальное приложение и платную социальную сеть, но по факту он являлся рядом партнёрских программ с известными сервисами. Например, агрегатор путешествий был взял SETinBOX c сайта aviasales.ru. Платная социальная сеть с блоговым сервисом, несмотря на активный пиар вкладчиков, не выдержала конкуренции с бесплатными аналогами вроде Facebook.
Проект тоже просуществовал недолго, зато многие наработки прошлых лет нашли воплощение в PrideInternationalLLP.
Артём Астапов позиционирует себя как опытный бизнесмен и личностный тренер.Сооснователь Pride — киевская версия американского оратора-вдохновителя Тони Робинса. Он давно зарабатывает на жизнь бизнес-тренингами и мотивационными лекциями.
Людям, вложившимся в проект двух предприимчивых Артёмов, присуща однотипная риторика. Все они утверждают, что изменили свою жизнь, перестали работать «на дядю», развиваются духовно и много путешествуют. Подобными заявлениями пестрят поисковики в ответ на запрос «PRIDEWORLDINTERNATIONAL». При этом, не являясь их вкладчиком, найти какие-либо документы компании, подробную информацию о ней или бизнес-план довольно проблематично.
Разговор по душам
News.ru связался со службой поддержки компании в мессенджере и попросил их объяснить, как образуются цены на их продукт. Собеседник в ответ перечислил цены на регистрационные пакеты в приложении. Затем пояснил, что их компания во многом отличается от других представителей сетевого маркетинга, но сравнивать нужно персонально.
Зарабатывать деньги можно, лишь продавая их программы другим людям, которые тоже становятся партнёрами, рассказал News.ru представитель «Прорыва», пожелавший остаться неназванным.
«Можно ли заработать деньги, не приглашая других людей в компанию? Вопрос нуждается в уточнении. Можно ли заработать деньги, не продавая наши программы пользователям, не собирающимся становиться партнёрами? Можно ли заработать деньги, не приглашая других людей в компанию с целью стать партнёром? Можно ли заработать деньги, не приглашая других людей в компанию ни с целью покупки приложения для личного использования, ни с целью стать партнёром компании, просто монетизировав полученные в наших программах знания и навыки? Что именно вы хотели узнать?» — орфография и пунктуация автора сохранены.
Позже собеседник News.ru выделил три источника дохода вкладчиков: продажа доступа в приложение, продажа партнёрских пакетов — вовлечение капиталов сторонних людей, а также применение в жизни знаний и навыков, полученных в тренингах. Из этих слов следует, что прибыль компании напрямую зависит от привлечения новых участников. То есть по первичным признакам принцип участия в проекте сродни построению финансовой пирамиды.
«Чаще всего, под финансовой пирамидой понимают схему организации инвестиционного бизнеса, в которой доход инвесторам выплачивается за счёт вложений всё новых участников. Организация функционирует на принципе приоритета первого вкладчика», — следует из научных трудов Кашаповой Э.Р., аспиранта Национального исследовательского Томского политехнического университета.
Разница лишь в том, что классическая модель финансовой пирамиды не подразумевает какого-либо товара в своей структуре. В случае с Pride World International это немного не так — компания предлагает доступ к софту, ценность которого явно завышена, взамен на пополнение своего бюджета всё новыми вкладчиками.
Однако сами владельцы причастность к пирамиде отрицают, мол, это не пирамида, и этому есть «убедительные доказательства». Правда, какие именно, на момент публикации представители компании не сообщили, сославшись на занятость.
Но, предугадывая ответ, заметим, что сторонники «пирамид», как правило, говорят о том, что финансовые пирамиды и сетевой маркетинг имеют много общего. Мол, из не очень хорошего забрали всё самое лучшее, добавили что-то новое и получили то, что имеем. А из презентации приложения «Прорыв» следует, что только использование данного софта даст человеку шанс стать умнее и богаче. В любом случае, играть или нет — решать лишь самому покупателю приложения.
News.ru направил запрос в Центробанк (регулятор финрынка) по факту выявления предполагаемой финансовой пирамиды и ожидает ответа.